Новому району - новый храм!

В нашем суровом урбанизированном мире православные храмы появляются как лучики света, и наш город не является исключением.

 

 

И вот самые внимательные жители Индустриального района, могли заметить, что по адресу ул. Солнечная поляна 90 строится храм. Наверное, многие проезжающие и проходящие уже обратили внимание, что строящееся здание своими очертаниями все больше и больше напоминает именно православный храм. Я сам как житель этого района в беседах с людьми не раз задавался вопросом: «Наверное, храм будет»?  

Очевидно, что этот молодой и бурно развивающийся район будет нуждаться в своем храме. И вот сегодня нам с вами представилась уникальная возможность узнать все из первых уст. Нам удалось пообщаться с идейным вдохновителем, непосредственным участником данного проекта протоиереем Георгием Крейдуном. Мы знаем отца Георгия также как настоятеля Иоанна-Богословского храма.

- Отец Георгий, здравствуйте. Развейте, пожалуйста, наши сомнения и домыслы: что же все-таки строиться на Солнечной поляне 90? Наверное, это будет вопрос не только от меня, но от всех интересующихся людей, потому что даже в 2ГИСе в комментариях я видел, что люди спрашивают. «Что строится по этому адресу?», «В действительности ли это будет храм?», «Православный ли это будет храм?» Потому что люди сейчас к какой-то степени побаиваются того, что можно попасть и на какое-то другое направление, каких сейчас много. Расскажите нам подробнее об этом храме как человек, который задумал его и участвует в его возведении. Будет ли это что-то похожее на Иоанно-Богословский комплекс, в каком стиле будет храм?

 

- Идея строительства храма в этом месте родилась достаточно давно, это 2015-2016 годы. В тоже время была выделена земля под его строительство. Даже камень был заложен преосвящейннешим митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием. Тем не менее, со строительством не получалось долгое время… И вот, спустя несколько лет, по благословению владыки-митрополита, я начал заниматься этим вопросом. В первую очередь мы очень плотно поработали с архитектором Петром Ивановичем Анисифоровым. Был выбран один из его проектов. Затем, он был доработан и привязан к этой местности. Далее было получено разрешение на строительство. В 2019 году был вырыт котлован. Активная же фаза строительства началась уже осенью в 2020 году. Была залита фундаментная лента, начали монтировать фундаментные блоки. Зимой этого года сделали нулевой цикл и начали класть стены из кирпича. Интересно что, был выбран для строительства белый облицовочный керамический кирпич. Некоторые думают, что это белый силикатный, но это не так. Этот уникальный кирпич для нашего региона, и мы, наверное, первые его сюда завезли. Производится он на Ярославском кирпичном заводе, в составе используется белая глина, поэтому его не нужно будет красить, и он не должен посереть, так как сереет силикатный кирпич. Как говорят опытные архитекторы и строители - силикатный кирпич не самое лучшее решение для стоительства храмов.

Храмовые стены возводятся по традиционной технологии. Толщина стен составляет 120 см из красного кирпича, а затем идет слой облицовочного керамического кирпича. Мы решили не идти на уступки злобе дня и не использовать для ускорения и удешевления процесса технологию с утеплителем, к которой сейчас прибегают.

По сути, за год нам удалось выложить здание храма. Так же, дополнительно, мы построили приходской дом многоцелевого назначения, где удалось запустить газовую котельную в середине декабря и, таким образом, храм стал уже теплым. Вместе с тем, в цокольной части, в которой будет располагаться нижний храм, была завершена черновая штукатурка и залита стяжка пола. В ближайшее время мы планируем чистовую отделку нижнего храма. Этот престол, будет посвящен великомученику и победоносцу Георгию. А главный престол будет посвящен ипостаси Святой Троицы - Святому Духу. То есть храм будет Свято-Духов, или храм в честь Святого Духа. В этом храме своя архитектурная обстановка, свой архитектурный ландшафт, свои панорамы. Там будет стилистика другая, как это уже и видно, не древнерусский стиль, а ближе ко 2-й половине XIX - нач. XX вв. Это шатровая композиция с небольшими главками, относительно небольшими крестами - все в традиции русского храмового зодчества, но уже времени, когда был «неорусский стиль» с элементами византийских черт. Колокольня тоже будет не очень большая. В целом будет достойная композиция. И храм должен стать украшением города и района. Где, как мы видим, в основном идет многоэтажная застройка, все перпендикулярно-параллельно. Конечно фасады, как правило, интересные. Но все равно, это уже ультрасовременная архитектура. А человеческому глазу нужны естественные, природные формы и черты. Поэтому там у нас такие элементы как, арочные завершения окон, куполки. Также территория позволяет нам сделать красивое благоустройство, и, как только сойдет снег, мы планируем начинать этим заниматься. Здесь будет место и детской площадке и дорожкам, пространству для отдыха горожан. Наш храм можно будет посетить, не только для того чтобы помолиться, поставить свечку, что в первую очередь важно, но можно будет просто прийти посидеть, отдохнуть от этой бесконечной суеты и проблем, которые преследуют в жизни каждого человека.

 

- А территория будет как в Иоанно-Богословском храмовом комплексе?

 

- Территория будет поменьше - это 0,8 га. Все равно территория достаточно большая. Поэтому мы предполагаем, что в перспективе это будет тоже комплекс. Надеемся, что приход будет крупный, и будут у него большие потребности. И того церковного дома, который есть сейчас, где читается акафист и планируется воскресная школа, будет недостаточно для полноценной приходской жизни.

 

- Да, это действительно здорово. Очень к месту будет храм. Многие люди интересуются, когда храм начнет свою жизнь. Мы знаем, уже сейчас по четвергам там совершается акафист?

 

- Жизнь прихода, хоть пока и небольшого, уже существует, уже есть молитвенная жизнь, есть общение, еженедельно читается акафист. Хорошо, конечно, если люди не будут только ждать, а придут и начнут уже сейчас участвовать в жизни и в созидании этого прихода. Ведь храмы строятся всем миром. Здесь хочется призвать всех к участию, особенно тех, кто живет в том районе или же собирается.

 

Престольный праздник храма Святого Духа, 2021 г.


 

- Знаете, я думаю, что желание у людей есть, но, возможно, было еще не понятно, что к чему, и, может быть, как раз эта информация прольет свет, и многие заинтересуются.

 

- Да, нужно не стесняться, не бояться проявлять активность, если есть внутренняя энергия нужно ее направлять в положительное русло. Потому как время идет и, что мы сегодня могли сделать, но не сделали - завтра уже не сможем сделать совершенно точно. В Евангелии есть такие ясные слова, что у каждого дня своя забота, значит сегодня нужно делать, что необходимо.

 

- Вы говорите, что еще в 2015 году была задумка строительства. Это обусловлено такой прозорливостью или просто так совпало? Потому что тогда еще, наверное, не было понятно, что этот район так насыщенно будет застраиваться. А сейчас, мы уже видим, что будут появляться новые кварталы в сторону аэропорта, получается очень удачная геолокация у храма.

 

- Генплан и планы застройки давно уже вынашивались. И застройщики еще лет 15 назад планировали здесь жилую застройку. Эта земля была выделена из части земли «Барнаулкапстроя», который этим и занимался, поэтому здесь было совершенно, понятно, что будет активная жилая застройка. Конечно, слава Богу, что удалось застолбить эту землю, потому что позже это было бы практически невозможно.

 

- Отец Георгий, можете поделиться какими-то особенностями строительства храмов, на примере данного храма? Ведь есть же какие-то каноны?

 

- Да, конечно, можно говорить о некоторых важных принципах или даже канонах, которые необходимо исполнять в процессе строительства храма. Во-первых, традиционно, ориентация здания по оси восток-запад, алтарь устраивается в восточном направлении, отделяется иконостасом, это место непосредственно для священнослужителей, потом идет непосредственно храм – пространство, где собираются молящиеся перед богослужением, потом есть притвор, колокольня должна присутствовать. Звук колокола традиционный голос богослужения, который распространяется на всю округу.

Следующий принцип - устремление ввысь. Архитектурный образ должен подразумевать направление вверх.

Для обычной жизни пригодно помещение с невысокими потолками. Ели мы приходим в какое-то светское здание, то высокие потолки придают ему торжественность и величественность. А в храме, представляете, мы приходим к самому Богу. Архитектура храма не должна уступать дворцовой архитектуре. Должны быть высокие окна, лучше, если они будут арочные, так как это более естественно. В общем, в храме очень много элементов, которые подразумевают, что храм это не просто здание, а образ Вселенной. Ведь Господь создал Вселенную и, вместе с тем, он в ней пребывает. К примеру, низ окна в храме прямой - он олицетворяет образ земли, по которой мы ходим; сводчатый проем окна сверху - это небосвод; под куполом есть «шейка» - как шея у человека, - так называемый световой барабан, и дальше идет «глава». Таким образом, мы здесь видим еще и образ человека как венца творения.

И, конечно, в храме есть святыни, которым тоже есть свое место. Иконы, образы и росписи не случайным образом появляются здесь, а в соответствии с определенной религиозной или сакральной программой, это уже знают специалисты, а прихожане постепенно постигают эти тайны духовного мира. Чтобы человек мог соприкасаться, общаться с духовным миром и познавать его.

 

- Да, в действительности, это очень интересно и таинственно. Тогда напрашивается вопрос, а в строительстве участвуют те же строители, которые участвуют в возведении рядовых домов или же нужны люди со специальными навыками?

 

- Да, это одна из важных проблем в практической плоскости, найти каменщика с хорошей квалификацией, и чтобы он еще захотел воплощать образ. Ведь ему постоянно приходится останавливаться, воплощать какие-то элементы декора. Не получится просто «гнать объемы». Поэтому далеко не каждый согласится. Не все специалисты могут это делать и, самое важное, хотят это делать. Но тут уже каждый выбирает сам: хотел бы он стать строителем храма? Ведь храмы строятся не так часто. Мы воспринимаем это как призыв Божий. Человек должен быть не только готовым, но и созреть для этого. Бывают случаи, когда вроде договоришься с человеком, и его вроде все устраивает, в том числе и цена. И вдруг - раз, что-то не выходит, и он пропадает, не хочет работать. Тут уже у каждого включаются свои личные отношения с Богом. Каждый человек должен считать за честь возможность поучаствовать в строительстве храма, в его созидании, формировании, в жизни прихода. Это очень важно. Ведь можно построить тысячи квартир, коттеджей, но это все в частной собственности. А храм - это общая собственность, общее достояние. И это то, что может служить людям добрую службу. Все те, кто принимали участие в строительстве храма, будут достойны той награды за благое влияние на приходящих туда людей. Потому что, вне всякого сомнения, когда человек даже просто приходит в храм, посидит в нем, он начинает успокаиваться, в сердце приходит мир. Даже в случае болезни ему становится легче. А это же великая добродетель.

 

- Отец Георгий, когда же все-таки, ожидать завершения строительства, на табличке объекта мы видим 4 квартал 2022 года?

 

- На табличке мы пишем, потому что там должна быть информация. Здесь невозможно предугадать. Тем более, что сейчас очередной период, когда есть сложности. С ценами, с материалами, паника у поставщиков. Все эти санкции, конечно, отражаются. Но главное не опускать руки, и мы не хотим их опускать, поэтому хоть лопатами, но будем делать благоустройство. И все же надеемся, что не настолько все будет критично. И найдутся люди, как и прежде, находились, которые часть своих усилий готовы тратить на созидание дома Божьего.

 

- Да вот знаете как раз об усилиях людей, ведь многие думают, что строительство православных храмов происходит при участии государства, и смотрят на это как на бюджетные проекты наряду со школами, садиками и т.д. Такое бывает или все же это добровольные начала и инициативы людей?

 

- Храмы музейного значения государство восстанавливало, допустим, примером может быть «Новоиерусалимский монастырь». Но это пальцев одной руки хватит, чтобы по всей стране их перечесть. Все остальное - это жертвы конкретных людей и тем удивительней для тех, которые думает, что если это общественное значит это государственное. Конечно, это пережиток прошлого. С 1918 года церковь отделена от государства. И эта ситуация не поменялась до сего дня. Религиозные убеждения человека это его личное дело. Участвовать в строительстве храма или не участвовать - каждый определяет для себя, но главное здесь не обманываться, не нужно наивно полагать, что раз это дом Божий, то Господь сам решает все вопросы. На самом деле мы платим и за коммунальные услуги, и за все, что необходимо. Обеспечивать порядок, содержать штаты работников: сторожей, дворников, уборщиц, певчих и, в конце концов, священники со своими семьями должны как- то жить. Это все на что жертвуют прихожане. На то и строятся Храмы Божьи.

 

- Да, это действительно так, а мы благодарим отца Георгия, за то, что он пролил свет и приоткрыл нам завесу строительства храма в честь Святого Духа. Будем ждать с нетерпением, когда он воссияет во всей своей красе. И кто знает, может кто-то, услышав призыв Божий и прочитав эту статью, станет непосредственным участником строительства и жизни храма. А закончить хотелось бы призывом Божьим из священного писания, это место из книги пророка Аггея: «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь».

 

Храм Сятого Духа, март 2022 г.