Из жизнеописания преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны

Святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери Королевы английской Виктории. 

 

Семья держалась традиций старой Англии, в основе которых были строгость и простота. Всю домашнюю работу дети выполняли сами, так что впоследствии Елизавета Феодоровна говорила, что всему ее научила мать, которая воспитывала детей на прочном фундаменте христианских заповедей, старалась укрепить в их сердцах любовь к ближнему.

 

Елизавета была одаренным ребенком: любила природу, рисование и музыку. Все также отмечали ее доброту и отзывчивость. Пережив смерть матери, она поняла, что жизнь на земле - это крестный путь, и молитва ее стала частой и глубокой.

 

Отвечая отказом всем претендентам на ее руку, она согласилась на супружество с Великим Князем Сергеем Александровичем, пятым сыном Императора Александра II. По обычаю, от нее не требовалось принимать Православие, но она, изучая русский язык, культуру и веру своей новой родины, испытала удивительное, благодатное чувство духовности православной веры. Но оставить протестантскую веру для нее было мучительно, так как никто из родных не одобрил бы этого шага. И, посещая Святую Землю, она молилась у Гроба Господня, чтобы Сам Спаситель открыл ей Свою волю. После мучительных раздумий она принимает мужественное решение принять Православие, и 12(25) апреля 1891 года в Лазареву Субботу совершается Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы – матери святого Иоанна Предтечи.

 

Елизавета Феодоровна и Сергей Александрович любили посещать церковные службы. Во время русско-японской войны Великая Княгиня занялась организацией помощи фронту: были устроены швейные мастерские по пошиву обмундирования для солдат, отправлялись на фронт медикаменты, подарки, продовольствие, иконы, молитвенники и Евангелия.

 

После убийства мужа эсерами в 1905 году она стала держать строгий пост, много молилась, ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью. Часть своих драгоценностей она отдала в казну, часть – родственникам, а остальное употребила на постройку обители Милосердия, купив усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке в Москве. В обители решено было устроить больницу, аптеку, амбулаторную для приходящих больных, библиотеку, школу и приют для девочек. Духовником обители стал отец Митрофан Серебрянский, в основу устава были положены правила монастырского общежития, обитель была посвящена святым женам – мироносицам Марфе и Марии. 9(22) апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия семнадцать сестер обители во главе с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной.

 

Привыкшая с детства к труду, Великая Княгиня все делала сама и лично для себя не требовала никаких услуг от сестер, участвуя во всех делах обители как рядовая сестра, всегда подавая пример остальным. Обитель получала до двенадцати тысяч прошений в год: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными.

 

Первое время после октябрьского переворота обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение. Но в апреле 1918 года на третий день Пасхи Елизавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы, с нею поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева.

 

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы.

 

Ночью 5(18) июля их сбросили в шахту старого рудника вместе с другими членами Императорского Дома. Один из свидетелей убийства говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран. Пальцы правой руки Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.

 

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых новомучеников России, установив празднование им в день их кончины- 5(18) июля.

 

Святые преподобномученицы Великая Княгиня Елисавето и инокине Варваро, молите Бога о нас.

 

Житие преп.мч. вл.кн. Елизаветы http://days.pravoslavie.ru/Life/life6575.htm

 

Житие преп.мч. инок. Варвары https://azbyka.ru/days/sv-varvara-jakovleva-alapaevskaja