Сценарный план интегрированного урока церковнославянского языка и риторики (05.10.08)

 

Сценарный план интегрированного урока церковнославянского языка и риторики (05.10.08)

Тема. Евангельская «Притча о блудном сыне»: чтение, восприятие, истолкование.

Цель: обучить чтению притчи на церковнославянском языке, раскрыть особенности притчи как жанра риторики; расширить словарный запас учащихся, помочь учащимся понять нравственное содержание притчи, её предназначение и роль в русской и мировой культуре.

Ход урока

1.Чтение фрагмента из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Учитель:

- Прослушайте отрывок из произведения известного русского писателя, назовите это произведение и его автора, определите, чья история запечатлена на лубочных картинках, описанных повествователем? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока, определить, почему этот урок мы проводим вместе с Н.Н.?

Да, темой и предметом нашего рассмотрения на уроке является Евангельская «Притча о блудном сыне».Нам предстоит ознакомиться с притчей как риторическим жанром, понять смысл разбираемой притчи, выявить общие закономерности этого жанра, попробовать уяснить, почему Иисус Христос так часто обращался к притче для передачи своего учения израильскому народу.

2. Итак, притча –это иносказательный нравоучительный рассказ, но без прямого наставления. Древнерусское слово «притъча» обозначало «несчастный случай», происшествие, особенный случай, в болгарском и сербохорватском языке это слово обозначало «свидетельство, рассказ, пословица» Притча однокоренное со словом приткнуть. В Евангелии от Матфея сказано, что Христос говорил с народом притчами. Почему?

Иисус проповедовал радостную весть о возможности для каждого войти в Царство Божие. Он открывал это, рассказывая житейские истории – притчи. В них действуют обычные люди: они сеют хлеб, пасут овец, продают и покупают товары, строят дом – словом, живут так же, как т те, кто слушал Иисуса. Эти рассказы свидетельствуют, что Иисусу хорошо известна трудная жизнь простых людей. Но за простой житейской историей встаёт другой смысл, речь идёт о духовных проблемах. Герой притчи – это человек вообще, некий человек. Евангелист объясняет, что такое притча: «Да сбудется реченное через пророка, который говорит: « отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф., 13:35). Во времена Христа в Палестине жанр притчи был хорошо известен людям. Восточному складу ума свойственно говорить и учить в форме сравнения, выражаться загадками, которые возбуждают любознательность и располагают к размышлению. Притче свойственна аллегоричность (иносказание), но в большей степени парабола (от греческого «сравнение, уподобление, сопоставление». Притча – это иносказательный образ, тяготеющий к многозначному символу.

Итак в притче открывается нечто сокровенное. Господь, рассказывая притчу, нередко говорит: «Имеющий уши да слышит», потому что люди часто слушают, но не слышат. В то же время Иисус хотел, чтобы слушающие не получали готового ответа, а думали бы, размышляли над сказанным и сами постигали мудрость Божественного слова. Таким образом, притча – это мудрость и путь к мудрости одновременно.

Каковы общие черты притчи?

  • Смысловая ёмкость ситуации (повествуется не об однократном событии истории, а том, что было и будет всегда).

  • Монолог, направленный от одного сознания к другому.

  • Компактность сюжета, строгая лаконичность композиции.

  • Сосредоточение внимания на немногочисленных, но укрупненных деталях.

  • Краткость и точность словесного выражения.

  • Задача притчи – изумить, потрясти слушателя.

Задачи слушателя

  • Воспроизвести содержание.

  • Истолковать его.

  • Извлечь из притчи урок лично для себя.

- А теперь прослушайте «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

3. Чтение «Притчи…»

- Передайте содержание текста своими словами.

- Какие выражения, слова вызывают у вас затруднение в понимании?

4. Словарная работа.

5. Анализ содержания притчи.

Какой житейский смысл заложен в ситуации, воспроизведённой в данной притче? Почему отец не отговаривал сына, неверного ему и Закону (нарушение четвёртой заповеди), а когда раскаявшийся сын вернулся, это стало поводом для праздника? Справедливы ли обиды старшего сына на своего отца? Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Сын, попросив у отца положенную ему часть имения, ушёл из родного дома в «страну далече» и вскоре расточил все деньги, живя блудно. Погибая от голода, он вспомнил, как хорошо ему было в родительском доме, и вернулся, прося у отца прощения. Отец обрадовался, принял его и восстановил в прежнем достоинстве. Потому что сын всегда сын, даже если он блудный. Это искушение переживают в той или иной степени почти все подростки. Человек хочет быть взрослым, самостоятельным, независимым, но не имеет для того ещё ни физических, ни духовных сил. Вспомним, что послужило возвращению сына: воспоминания о том, как хорошо было в оставленном доме, и раскаяние в содеянном. Тепло родного очага, воспоминания детства, любовь родителей всегда будут для нас путеводным маяком, который светит в мире протеста и подросткового бунта.

Но при всей психологической точности этого короткого рассказа гораздо значительней его притчевое содержание. Любящий и прощающий Отец – Бог, который не настаивает на любви сына – каждого из нас, не требует любви и послушания против нашей воли, не упрекает нас, когда мы уходим от Него и прощает заблудшего без поучения и укоризны в самый день покаяния. Заметим, что во всё время своей беспутной жизни (без пути) сын нни разу не вспомнил об отце, и только тогда, когда оказался в крайней степени нужды, о чём свидетельствует его работа свинопасом, с точки зрения иудеев неприемлемая для свободного человека, это самый низкий статус, статус раба, он вспомнил про него, в притче говорится, что сын пришёл в себя. Свиньи, с которыми сын питается из одной кормушки – символизируют степень его нравственного падения, он оказывается на одном уровне с этими нечистыми животными. Как ведёт себя Отец? Не ждёт, когда сын подойдёт и с почтением попросит прощения, а сам бежит ему навстречу, целует его
обняв за шею. Многозначный символ, свидетельствующий об открытости, мирности, прощении, а также о воскрешении сына (был мёртв) и воскрес. Вспомните сказку о мёртвой царевне, которую возвращает к жизни поцелуй любящего Елисея. Любовь –это жизнь, только любовь способна дать жизнь. О перерождени говорит и перемена одежды, перстень, символизирующий возвращение сына в стан, из которого он был извлечён. наделение его властью и полномочиями.

Кого же напоминает старший сын? Он так разгневан несправедливым, с его точки зрения поведением отца, что даже не хочет войти в дом., не хочет брата своего назвать братом, а говорит: «этот сын твой». Чувство любви к брату чуждо ему. Он считает, что его надо прогнать, а не принимать с радостью и почестями. Так часто поступаем и мы, когда согрешивший или чем-то обидивший нас ближний просит у нас прощение. Мы сначала выскажем ему всё, что о нём думаем, напомним все его прегрешения, а уж потом апрстим. При этом оправдываем себя тем, что делаем это для его же блага, чтобы он всё осознал. Но это не так. Ведь, если человек просит прощения, значит, он и так уже всё осознал и не нуждается в доведении его до раскаяния.

Не так поступает Господь. Грешнику достаточно опомниться, придти в себя, оглянуться на своё прошлое, осудить себя, в раскаянии, хотя и вынужденном, вспомнить про милосердие Божие, сказать – пойду к Отцу моему и действительно пойти, и Милосердный Господь с радостью примет блудного сына Своего. Как часто человек уклоняется от Бога только потому, что по тяжести грехов считает себя недостойным прощения, не верит в милость Божию и, рассуждая так, приписывает Богу свои недостатки. Внимательное чтение притчи должно убедить нас в безграничной любви к нам Господа, в Его милосердии.

Человеческая ценность того, кто пришел в отчий дом самостоятельно избранной дорогой искушений и испытаний, оказывается выше в сравнении с тем, кто этого дома никогда не покидал, догматически соблюдая верность устоявшимся нормативам жизни. “Сказываю вам, – комментирует Иисус, – что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Евангелие от Луки, гл.15, ст.7). Знаменательно, что возвращение в притче не только интерпретируется как воскресение из мертвых, но и наделяется символикой обретения власти сыном-пришельцем вместо старшего сына-наследника: “Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень [4] на руку его и обувь на ноги”.

О, блудный сын, опомнись! Кто ты? Где ты?
Каким стыдом душа твоя одета?
Какой любви отрекся ты святой?
Любовь Отца Небесного, о сыне!
Хранит тебя в плену, и на чужбине,
Какой ты есть: и падший и больной,
Все ждет и ждет: вернешься ль ты домой?

- Попробуем ещё раз прочитать некоторые фрагменты притчи. Помните про правила произнесения гласных и согласных в церковнославянском языке.

Задание на дом:

Риторика. 1) заполнить «Алфавит» словами, так или иначе связанными с темой.

2) инд. Задание: подготовить проект-исследование «Роль «Притчи о блудном сыне» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Церковнославянский – чтение, выписать непонятные слова и выражения, собрать гнёзда родственных слов.