Храм в честь 14 000 Вифлеемских младенцев

Бог Вездесущ – это одна из истин церковного вероучения. Поэтому молиться православному христианину можно везде. Но есть места исключительного присутствия Господа, где Он пребывает особенным, благодатным образом – это храмы Божии. Их символика пронизана идеей начала будущего Царства Небесного. Сам храм – это образ Царства, который передается видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации. Так нашим чувствам становится доступен образ невидимого, небесного, Божественного.

 Так сложилось, что в традиции русского храмового строительства существует большой спектр разнообразных стилей: византийский, древнерусский, барокко, классицизм со множеством вариаций. В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, уместное для проектирования храмов. Так же трудно предположить, как бы выглядели современные церкви, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок. В храмовом православном зодчестве идет творческий поиск нового направления, соответствующего представлениям об архитектуре XXI века. Как правило, общие объемно-пространственные решения современных церквей укладываются в известные традиционные схемы. 

 

    

 

  

 

 Храм в честь 14 000 Вифлеемских младенцев-мучеников, находящийся на территории нашего храмового комплекса, был задуман именно в византийском стиле. Храм был заложен на месте временного помещения, в котором на новообразованном Иоанно-Богословском приходе совершались богослужения в период с 1997 по 2007 г. За эти годы листы ДСП, из которых было сделано это помещения, пришли в полную негодность, и конструкцию пришлось разобрать. 

А позднее было принято решение на этом месте строить малый храм. В декабре 2008 г. был освящен закладной камень и начато строительство, а осенью 2012 г. начались отделочные работы внутри храма, которые продолжаются уже два с половиной года.

  


    

 

Руководит храмоздательством настоятель протоиерей Георгий Крейдун, доктор искусствоведения , поэтому не удивительно, что новый храм с точки зрения архитектуры особенный.

 

В этой работе участвуют различные специалисты и мастера, архитекторы, строители, искусствоведы. О некоторых наш сегодняшний рассказ.

    

 

   

К отделочным работам в храме привлечено несколько мастеров. Воронин Андрей Геннадьевич – это специалист по мраморной отделке, лепнине и мозаике.

 

Он рассказал, как в наше время возможно воссоздать в храме интерьер в византийском стиле и сделать это здание, таким, чтобы оно было буквально пропитано Божией благодатью и внутренним светом.

  

- Андрей Геннадьевич, расскажите о том, как начался ваш творческий путь?

 

  

– Будучи школьником, я окончил архитектурное отделение детской художественной школы. Специально по профессии нигде не учился. После армии я устроился в бригаду ремонтов по фасадам, в которой мне приходилось воплощать различные идеи заказчиков.

В 90-х годах ездил в Санкт-Петербург, где постарался посетить все архитектурные памятники и набраться опыта у великих мастеров прошлого.

  
После Петербурга я работал на частных объектах, где делал различные дворцовые отделки, гипсовую лепнину, витражи, дерево, расписывал золотом.

 

- Каким образом в этом храме вам удается воссоздавать интерьер в византийском стиле?

 

   – Когда я впервые зашел в этот храм, то здесь были лишь одни голые отштукатуренные стены. Было ясно только одно – нужно так сделать, чтобы это был византийский стиль, и чтобы это было красиво не только внешне, но и внутренне. Изначально были эскизы, решения, но от них практически ничего не осталось. Мы начали с оформления окон, и остальной интерьер стал вырисовываться сам собой. Основная внутренняя идея – это солнечный свет, который наполняет весь храм.    

Даже выбирая краску, мы искали не конкретный цвет, а именно свет, чтобы это чувствовалось. Для глубины, объема используется гипсовая лепнина. Ее мы будем покрывать краской «под мрамор» и грунтовать лаком для защиты от грязи.

 

- Андрей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, о самых значимых, по вашему мнению, элементах храмового интерьера.

 

– У каждого элемента был свой неповторимый процесс рождения. Как я уже ранее говорил, у нас не было заранее спланированного проекта. Каждый фриз, каждая мелкая деталь рождается именно в тот момент, когда приходит ее время. Все мелкие детали выполнены из мрамора. Исторически Россия – это преемница Византии. У греков мы взяли, то, что нашли лучшим.

   Этот крест выполнен в виде солнечных лучей. Внутри янтарь – единственный камень, содержащий солнечный свет. Он незаметен, но мы-то с вами знаем, что он есть.   

   Вот этот элемент – символ движения, жизни. Здесь представлены сразу два варианта. Эта деталь символизирует соединение Божественной и человеческой воли.

   Один из древнейших христианских символов – проросший виноград. Долго думали, как его сделать и в итоге за основу взяли естественное живое растение.

Каждый светильник – это одна из христианских добродетелей.  Когда заходишь в храм, то, конечно же, не замечаешь эти надписи, но сразу чувствуется особенная теплота. Кстати, все люстры, светильники заказывали по индивидуальному эскизу протоиерея Георгия Крейдуна на заводе в Белоруссии.

   Этот элемент на столбе тоже получился естественным образом. Мы мастера - не исполнители, а лишь участники творческого процесса. Для каждой детали приходит свое время, а мы ее делаем.

   Это древняя печать Христа – победа жизни над смертью.

Андрею Геннадьевичу помогает еще один мастер – Сергей Костюков. Он также рассказал о том, как по-особенному проходит работа в храмовом пространстве:

 

   – Несколько лет назад я работал на камнерезном производстве. Там я впервые попробовал вырезать из камня декоративные элементы. Стало получаться. В этот храм я пришел два года назад – очень хотел научиться заниматься лепниной. А теперь мне приходится работать с камнем. Для этого в Новосибирске мы приобрели специальные инструменты. Именно здесь я научился делать Кресты, рамки, инкрустацию янтарем.     

Андрей и Сергей вместе трудятся над созданием мозаичных икон Спасителя и Божией Матери. В работе они используют российский и итальянский мрамор разной цветовой гаммы. Для того чтобы набраться опыта, мастера ездили на наш знаменитый Алтайский завод в Колывани. Хочется особо отметить, что мозаику из мрамора на территории Сибири практически нигде не делают. Мастера отмечают, что нельзя точно сказать, сколько времени уйдет на создание каждой иконы, так как это не просто работа, а образ жизни. Создание мозаичной иконы – это творческий процесс рождения и созидания. А все начинается внутри – в сердце мастера.

 

 

    

Мозаичные иконы будут инкрустированы редкими ценными камнями: янтарем, буранитом, горным хрусталем. Если внимательно рассматривать каждую икону, то можно найти множество почти невидимых деталей, которые свидетельствуют о том, что создание иконы - это со-творчество Бога и человека. К примеру ,на правом рукаве Христа можно найти сюжет Рождества Христова: природа, хлев и солнечный свет, а на Его волосах как бы вплетены буквы ИС ХС, а чуть ниже НИ КА.

  

У настоятеля храма о.Георгия и у мастеров еще есть множество по-своему прекрасных идей, которые сделают этот прекрасный храм тем местом, где люди смогут вознести свои самые искренние молитвы Господу, Пресвятой Богородице и всем святым.