Календарь

СВЯТЫНИ

 

 

Святыни верхнего храма

 

Большая храмовая икона  Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была написана на Афоне в 2009 году специально к торжеству освящения главного престола нашего храма. Её автор – русский по происхождению иконописец Георгий, проживающий в одном из святогорских скитов. Из предложенных лицевых подлинников при заказе был выбран тот образ Апостола, который имеет хождение на Патмосе. Икона была создана за достаточно короткий для такой работы срок, всего три с небольшим месяца.  
Незадолго до осеннего престольного праздника, в сентябре 2009 года настоятель отец Георгий Крейдун и игумен Роман (Корнев) отправились в Салоники встречать икону, где её им вручил русский консул Алексей Небогатов. На обратном пути их сопровождал святогорец иеродиакон Корнилий из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, именно он помог уладить некоторые административные затруднения, возникшие в аэропорту при транспортировке иконы.
Средства на икону собирали всем миром. Прихожане, которые поучаствовали в сборе пожертвований, имели возможность передать записки с именами своих родных для поминовения на Святой Горе Афон. Наши священники пробыли на Афоне около недели, посетили кельи местных подвижников, отслужили две Литургии в скиту Малая Анна, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, а также молебен на вершине Святой Горы, во время которых были прочитаны все записки.
Вторая икона св. Апостола, меньшего размера, была написана в России, а затем в сентябре 2010 г. привезена на о. Патмос и освящена на молебне в самой пещере Откровения, где Апостолу Иоанну Богослову некогда явился Ангел и возвестил грядущие судьбы мира. Эта икона сейчас хранится в алтаре нашего храма, а на престольные праздники выносится для поклонения.
Также в алтаре хранится икона свт. Николая Чудотворца, привезенная в мае 2010 г. из Бари, где она была освящена на мощах Святителя во время служения Божественной литургии собором православных священников из России.
Там же в алтаре находится икона святителя Макария (Невского) Алтайского с частицей мощей, переданной в дар храму летом 2012 г. иереем Олегом, настоятелем храма в Котельниках (Подмосковье), где в 1926 г. был похоронен Святитель. Эта частица мощей была взята в Троице-Сергиевой Лавре после обретения мощей свт. Макария.
У правой стены храма в красивом резном киоте расположена икона с частицами мощей троих рязанских святителей – Мелетия, Гавриила и Феодорита.
Святитель Мелетий (1835-1900) родился в Вятской губернии, учился в Казанской духовной академии, а большую часть своего пастырского служения подвизался в Сибири на поприще просвещения бурят, тунгусов и якутов, которые в результате его проповеди тысячами обращались в Православие из язычества и буддизма. В 1984 году он был причислен к лику Сибирских святых. Дни памяти – 27 апреля, 18 июня.
Святитель Гавриил (1785-1862) родился в Рязанской губернии, а особенно прославился также миссионерскими трудами, за время его пребывания на Могилевской земле Православие приняли около 60 тысяч католиков и униатов. В общении с людьми другого вероисповедания он избегал резких обличений, говоря: «Укорять – значит раздражать, а раздражать – значит уменьшать способность к принятию истины». Он не отличался крепким здоровьем, часто болел, но в его слабом теле обитал могучий дух и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие, сострадание к бедам своего народа соединялись в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью. Он был большим любителем истории, даже к современным вопросам церковной действительности подходил путем историческим, «с осторожностью и осведомленностью ученого». Именно он обнаружил древние записи, свидетельствующие об основании Рязани в 1095 году. Именно он с крестным ходом перенес из корчмы в храм чудотворную икону Богородицы «Знамение»- Корчемную, перед которой молятся об исцелении от недуга пьянства. Святитель Гавриил обладал и поэтическим даром, его псалмы и духовные канты были известны среди жителей Рязани. Дни памяти – 20 апреля, 26 октября, 3 января.
Святитель Феодорит (1551-1617) родился в царствование Ивана Грозного и трудился на благо Церкви и Отечества в самые тяжелые для страны «смутные» времена – времена произвола, безвластия, самозванцев. Во епископа Рязанского и Муромского его рукополагал будущий священномученик Ермоген. Впоследствии святитель Феодорит Рязанский возглавил посольство в Кострому для призвания на царский престол Михаила Феодоровича Романова, которому затем помогал вести государственные дела. Он участвовал практически в каждом государственном событии, и деятельное его участие всегда приносило благие плоды. Он также инициировал обретение мощей и канонизацию другого известного рязанского святителя – святого Василия, которому он сразу составил тропарь, кондак, стихиры и житие. День памяти свт. Феодорита – 23 сентября.
Икона преподобного Севастиана Карагандинского с частицей гроба, в котором был погребен Святой. Мощи преподобного Севастиана Карагандинского были обретены 22 октября 1997 года.  День стоял теплый, солнечный, тихий. С утра, после утренней службы во дворе храма остался народ, а к вечеру их стало еще больше. Сидели, ходили, стояли – ждали. Но все равно народу было немного. Это объясняется тем, что о поднятии мощей особо не распространялись, все было как бы сокрыто, до прославления оставалось время  (прославление как местночтимого состоялось в г. Алматы 12 ноября того же года). Несколько раз с кладбища привозили вести, что все идет потихоньку, вскрыли могилу, подняли гроб почти целый. Отдельно поднимали из гроба мощи: сначала  главу, потом все остальное. При поднятии присутствовали священнослужители и монахи, представители государственной медицины и полиции. Гроб с мощами на руках донесли до Богородице-Рождественского храма г. Караганды. С пением внесли в храм, было очень тихо, торжественно и светло. Все присутствующие приложились к мощам. Позже мощи преп. Севастиана облачили и поместили в приготовленную раку, которую поставили в центре храма для поклонения. Верующим священнослужители раздавали частицы от гроба. Нашему храму частицу гроба передал иерей Сергий Прохоров, а икону Святого написал Игорь Углев.
Копия Туринской плащаницы привезена протоиереем Георгием Крейдуном в мае 2010 года из Турина. Тогда Плащаница Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа была выставлена для поклонения верующими. Копия точно воспроизводит оригинал по изображению и оттенкам в масштабе 1:2.

 

 

Святыни нижнего храма

 

Писаный крест из Иерусалима  был приобретен в апреле 2008 г. Наши паломники в Великую Субботу были в Храме Гроба Господня во время схождения Благодатного Огня, после чего им благословили частичку ваты с воском, которым опечатывают Кувуклию. Там же приобретена для храма икона Божией Матери «Иерусалимская» (в киоте у правой передней колонны), оригинал которой находится в Гробнице Пресвятой Богородицы.
Рядом с ней, также в киоте у правой передней колонны, помещён достаточно необычный образ Спасителя, именуемый «Не рыдай мене, Мати». Этот образ, принесённый в дар храму одним из прихожан, был создан в Карловых Варах в Чехии с применением уникальной технологии нанесения изображения на фарфоровую доску. Икона эта символизирует страдания Христа и, вместе с тем, Его крайнее снисхождение к человеческим немощам, преисполняет стоящего перед ней человека чувством покаяния, осознанием значимости того, что Господь совершил для нас, грешных.
Икону святителя Николая, которая находилась в космосе, нам привёз в мае 2011 г. Юрий Лончаков, командир отряда космонавтов, Герой России. Настоятель о. Георгий познакомился с ним в 2010 г. во время паломничества к Туринской плащанице. Юрий тогда работал над созданием фильма о храмах святителя Николая. По словам известного летчика-космонавта, он взял с собой в космос несколько икон любимого святого, которые пробыли с ним на орбите целых полгода, а затем эти иконы были подарены при самых различных обстоятельствах. Подобные иконы есть в Бари, Турине, Англии (приход свт.Николая), у святейшего Патриарха Кирилла, у митрополита Киевского Владимира, у митрополита Минского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Теперь такая икона есть и в нашем храме, к слову, единственная за Уралом.
Старинная икона свв. Апостолов и Евангелистов Иоанна Богослова и Матфея была приобретена в 2005 году в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Скорее всего, она находилась в одном из храмов Алтайской Миссии.
Справа от большой иконы святых Царственных Страстотерпцев находится достаточно редкий и необычный образ, именуемый «Корабль Веры». Его иконография восходит к 17 веку, когда в Киево-Печерской Лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный». Изображение Церкви в виде корабля помещалось на титульном листе этой книги, причем не в качестве отдельной гравюры, а как одна из частей сложной композиции. Затем этот образ стал самостоятельным сюжетом для иконы, одна из таких икон сейчас хранится в Третьяковской Галерее. Церковь здесь предстоит как корабль, в котором мы все спасаемся, плавая в волнах моря житейского – бурного моря наших страстей. Извне наш корабль пытаются атаковать всевозможные враги – еретики, отступники, сознательные хулители и вредители Церкви, то есть служители врага рода человеческого, который и сам находится среди них. Враги эти изображены в затемненных красках, грязных, мутных цветов. В то же время внутри корабля находятся Божия Матерь и святые, а управляет им Сам Господь Иисус Христос. Эта икона заставляет нас задуматься о смысле жизни человеческой и о месте в этой жизни Церкви, о значимости её для нас.