Количество просмотров материалов
180168

О нашем храме

Начаты работы по росписи нижнего храма

С февраля этого года в нижнем храме, приделы которого освящены в честь Великого равноапостольного князя Владимир и преподобного Макария Алтайского, начаты работы по росписи стен и потолка. Возглавляет группу специалистов Иоанн  Торопов – художник-иконописец, преподаватель Новоалтайского государственного художественного училища, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Под его началом над  оформлением храма сейчас трудятся пять художников-живописцев: Димитрий Плохих, Лидия Селезнева, Надежда Зеленая, Наталья  Поспеева, Алексей Николаев.

Подробнее...

Архитектурное описание храма Иоанна Богослова в Барнауле

Наш храм построен в традициях раннемосковского зодчества. За основу был взят план-фасад, прорисованный архитектором-реставратором из Москвы Ириной Тимофеевой. В процессе строительства архитектурные планы и чертежи разрабатывались барнаульским архитектором Кириллом Храбрых при участии настоятеля о. Георгия Крейдуна.

 

Котлован
Освящение закладного камня
Стройка в разгаре

 

Здание храма кирпичное на свайном фундаменте. Стены покрыты тонким слоем штукатурного раствора и покрашены белой краской. Отдельные элементы кровли выполнены полимеренным листом зеленого цвета, а все главы покрыты нержавеющей сталью с напылением «под золото».

Храм имеет два этажа – цокольный и основной. Высота цокольного храма 7 м., наибольшая высота верхнего храма от пола до свода центрального барабана – 23 м. Высота храма от уровня земли до верха креста 46,5 м, а от пола цокольного этажа – 50 м.

 

Нижний предел храма
Верхний предел храма
Водружение купола

 

 

Кубовидный объем храма венчают семь глав. Центральный купол покоится на световом барабане диаметром 8 м. и высотой 11 м., четыре главы, окружающие центральный купол, лежат на барабанах диаметром 3,5 и высотой 5,5 м. каждый. Главы имеют традиционную луковичную форму, составленную из нескольких сегментов шара, позволяющую в ясную погоду в отраженных лучах солнца наблюдать эффект «ожерелья с медальоном». В барабане центрального купола прорезаны 8 вертикальных окон, через которые освещается верхняя часть интерьера. С наружи, верх барабанов декорирован аркатурным поясом, идущим по периметру. Декор основания барабанов составлен по периметру из рельефных элементов, напоминающий кокошники.

 

Мозаичные иконы
Купола храма
Вид издали

 

Основной объем храма декорирован фризом, идущим вдоль всех четырех фасадов здания. Фасады имеют горизонтальное членение массивными пилястрами. Прясла северного и южного фасадов имеют сдвоенные и строенные оконные проемы, что является отступлением от древней традиции, но способствует лучшей сонации внутреннего пространства храма. Северный и южный фасады увенчаны четырьмя, а западный и восточный   тремя арочными килевидными элементами   закомарами. Центральные закомары больше, чем боковые, что определяется величиной центрального купола. В плоскости центральных закомар располагаются мозаичные иконы круглой формы: Богородицы (западный фасад), Иоанна Богослова (южный) и князя Владимира (северный).

 

Алтарь
Иконостас верхний
предел
Внутреннее убранство

 

К северному, южному и западному фасадам пристроены прямоугольные в плане притворы. Каждый притвор имеет двухскатную кровлю, а конек западного – увенчан небольшим барабаном с луковичной главкой.

К западному и южному порталам ведут массивные двухмаршевые лестницы из гранитных ступеней серого цвета. Марши имеют двухскатную кровлю со шпилеобразным шатром на четырех массивных колоннах каждый.

Восточный фасад - это три апсиды - полукруглых в плане элемента переменной высоты. Центральная апсида поднимается до высоты фриза, она декорирована аркатурным поясом. Центральная апсида имеет три высоких узких оконных проема, боковые малые апсиды – по одному. Оконные проемы апсид освещают алтарную часть храма. Апсиды имеют купольные полусферические покрытия светло-зеленого цвета.

 

План
Иконостас верхний предел

 

В плане храм представляет прямоугольник со сторонами 18 х 24 м. Восемь столбов делят пространство храма на три нефа - один центральный и два боковых. Четыре столба в центре являются опорой для центрального барабана, завершающегося куполом. Западная пара столбов образует границу нартекса и одновременно являются опорой для массивной хоровой площадки, расположенной на высоте шесть метров от уровня пола. Таким образом, храм является примером конструкции восьмистолпного крестово-купольного храма. В помещении церкви, слева от центрального, западного входа, многомаршевая лестница соединяет храм с цокольным этажом, хоровой площадкой и звонницей. Три ступени, идущие поперек нефов, отделяют помещение для молящихся от солеи - возвышения перед иконостасом. Высокий пятиярусный резной тябловый пятиярусный иконостас отделяет алтарную часть от остального пространства.

Торжественное освящение главного престола храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено 4 октября 2009 г. в рамках празднования 140-летнего юбилея Барнаульских духовных школ. Богослужение совершали архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, епископ Барнаульский и Алтайский Максим и сонм священнослужителей из разных епархий. За богослужением пели хоры духовных семинарий гг.Тобольска, Томска, Новокузнецка, Барнаула.

 

Храмовый образ
Торжественное освящение
Торжественное Богослужение
Торжества

 

Нижний храм, расположенный в цокольном этаже имеет придел Святого Равноапостольного Великого князя Владимира (освящен 20 октября 2009 г.) и крестильный придел преподобного Макария Алтайского (освящен 31 мая 2008 г.).

 

Крестный ход
Освящение нижнего храма

 

Справа от зала для молящихся обустроено крестильное помещение с купелью для полного погружения. Икона Христа-благословляющего, выполненная в технике витража, встречает входящих и готовящихся к совершению Таинства Крещения. Интерьер украшают лепные декоративные элементы, несущие функцию киотов для икон и живописных картин с Евангельскими сюжетами. Верхняя часть интерьера крестильного зала имитирует открытую сень, сквозь которую просматривается живописный небосвод. Непосредственно над купелью размещен образ Святого Духа в виде голубя, спускающегося с небес и осеняющего новокрещеных.

 

Крестильная купель
Крестильное помещение
образ Святого Духа

 

Звонница храма имеет девять колоколов и размещена в трех малых барабанах, опоясывающих центральный купол. Набор колоколов следующий: 1200, 700, 325, 160, 90, 40, 16, 10, 8 кг. Благодаря продуманной системе растяжек девять колоколов звонницы управляются с одного рабочего места звонаря. На «благовесте», вес которого превышает 1200 кг, выгравирована надпись «БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМА, ЕПИСКОПА БАРНАУЛЬСКОГО И АЛТАЙСКОГО, В ДАР ХРАМУ ИОАННА БОГОСЛОВА ГОРОДА БАРНАУЛА, ТРУДАМИ РАБА БОЖИЕГО ОЛЕГА. ЛИТ ЛЕТА 2007 ОТ Р.Х», а также размещены лики Божией Матери, апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Кроме того, на других колоколах имеются святые образы. По древней православной традиции на колоколах размещаются лики небесных покровителей наиболее активных участников строительства храма.

 

Колокола храма
Колокольня храма
Колокольня храма

 

На месте демонтированного временного помещения для богослужений строится храм Вифлеемских младенцев-мучеников от Ирода избиенных. Заложен 18 декабря 2008 года. Архитектурный силуэт нового храма восходит к традициям византийского зодчества. Храм завершается массивным, слегка вытянутым куполом, увенчанным небольшой главкой на основании, что, по мнению некоторых историков христианского искусства, символизирует священную Кувуклию – Гроб Господень и место схождения благодатного огня. Расцветка фасадов будет комбинированная двухцветная с элементами мозаики. В этом храме будут регулярно совершатся особые молебны, в частности, покаянные молебны о женах, загубивших детей во чреве, прощание с усопшими и другие требы.

 

Освящение
Строительство храма Вифлиемских младенцев
Привезение в Барнаул мощей Николая Чудотворца

 

Помимо храмов комплекс включает часовню-сень для крещенской «Иордани», ажурно декорированную коваными деталями, благотворительную трапезную, воскресную школу с библиотекой, актовым залом на сто двадцать мест и музейно-этнографическим кабинетом, административное здание.

Территория храмового комплекса, площадь которого составляет два гектара, огорожена декоративной оградой из «рваного» бетонного кирпича и металлического профиля. Имеется обширная площадь для прогулок прихожан и парковки автомобилей. В перспективе   благоустройство зеленой зоны, создание детских игровых площадок, познавательных аттракционов, клумб, установка малых архитектурных форм и барельефов библейского содержания.

Храмовый комплекс расположен в центре квартала 2004 и теперь служит несомненной архитектурно доминантой всего микрорайона с преобладающей типовой многоэтажной застройкой. Мы первыми начали осваивать территорию, на которой когда-то находился спортивный аэродром с грунтовой полосой. Не было ни дорог, ни коммуникаций. Сегодня многие технические и строительные проблемы решены. Проведены основные коммуникации, от улиц Балтийская и Лазурная построены капитальные проезды с асфальтовым покрытием и аллеями. Острым для многих жителей микрорайона остается отсутствие проезда от храма в сторону улицы Шумакова. Впоследствии от храма должен появиться проезд до улицы Взлетной и далее до Павловского тракта, что не только облегчило транспортное сообщение в микрорайоне, но и сформировало ландшафтную перспективу от улицы Георгиева, увенчанную стройным силуэтом белокаменного храма.

 

СВЯТЫНИ

 

 

Святыни верхнего храма

 

Большая храмовая икона  Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была написана на Афоне в 2009 году специально к торжеству освящения главного престола нашего храма. Её автор – русский по происхождению иконописец Георгий, проживающий в одном из святогорских скитов. Из предложенных лицевых подлинников при заказе был выбран тот образ Апостола, который имеет хождение на Патмосе. Икона была создана за достаточно короткий для такой работы срок, всего три с небольшим месяца.  
Незадолго до осеннего престольного праздника, в сентябре 2009 года настоятель отец Георгий Крейдун и игумен Роман (Корнев) отправились в Салоники встречать икону, где её им вручил русский консул Алексей Небогатов. На обратном пути их сопровождал святогорец иеродиакон Корнилий из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, именно он помог уладить некоторые административные затруднения, возникшие в аэропорту при транспортировке иконы.
Средства на икону собирали всем миром. Прихожане, которые поучаствовали в сборе пожертвований, имели возможность передать записки с именами своих родных для поминовения на Святой Горе Афон. Наши священники пробыли на Афоне около недели, посетили кельи местных подвижников, отслужили две Литургии в скиту Малая Анна, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, а также молебен на вершине Святой Горы, во время которых были прочитаны все записки.
Вторая икона св. Апостола, меньшего размера, была написана в России, а затем в сентябре 2010 г. привезена на о. Патмос и освящена на молебне в самой пещере Откровения, где Апостолу Иоанну Богослову некогда явился Ангел и возвестил грядущие судьбы мира. Эта икона сейчас хранится в алтаре нашего храма, а на престольные праздники выносится для поклонения.
Также в алтаре хранится икона свт. Николая Чудотворца, привезенная в мае 2010 г. из Бари, где она была освящена на мощах Святителя во время служения Божественной литургии собором православных священников из России.
Там же в алтаре находится икона святителя Макария (Невского) Алтайского с частицей мощей, переданной в дар храму летом 2012 г. иереем Олегом, настоятелем храма в Котельниках (Подмосковье), где в 1926 г. был похоронен Святитель. Эта частица мощей была взята в Троице-Сергиевой Лавре после обретения мощей свт. Макария.
У правой стены храма в красивом резном киоте расположена икона с частицами мощей троих рязанских святителей – Мелетия, Гавриила и Феодорита.
Святитель Мелетий (1835-1900) родился в Вятской губернии, учился в Казанской духовной академии, а большую часть своего пастырского служения подвизался в Сибири на поприще просвещения бурят, тунгусов и якутов, которые в результате его проповеди тысячами обращались в Православие из язычества и буддизма. В 1984 году он был причислен к лику Сибирских святых. Дни памяти – 27 апреля, 18 июня.
Святитель Гавриил (1785-1862) родился в Рязанской губернии, а особенно прославился также миссионерскими трудами, за время его пребывания на Могилевской земле Православие приняли около 60 тысяч католиков и униатов. В общении с людьми другого вероисповедания он избегал резких обличений, говоря: «Укорять – значит раздражать, а раздражать – значит уменьшать способность к принятию истины». Он не отличался крепким здоровьем, часто болел, но в его слабом теле обитал могучий дух и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие, сострадание к бедам своего народа соединялись в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью. Он был большим любителем истории, даже к современным вопросам церковной действительности подходил путем историческим, «с осторожностью и осведомленностью ученого». Именно он обнаружил древние записи, свидетельствующие об основании Рязани в 1095 году. Именно он с крестным ходом перенес из корчмы в храм чудотворную икону Богородицы «Знамение»- Корчемную, перед которой молятся об исцелении от недуга пьянства. Святитель Гавриил обладал и поэтическим даром, его псалмы и духовные канты были известны среди жителей Рязани. Дни памяти – 20 апреля, 26 октября, 3 января.
Святитель Феодорит (1551-1617) родился в царствование Ивана Грозного и трудился на благо Церкви и Отечества в самые тяжелые для страны «смутные» времена – времена произвола, безвластия, самозванцев. Во епископа Рязанского и Муромского его рукополагал будущий священномученик Ермоген. Впоследствии святитель Феодорит Рязанский возглавил посольство в Кострому для призвания на царский престол Михаила Феодоровича Романова, которому затем помогал вести государственные дела. Он участвовал практически в каждом государственном событии, и деятельное его участие всегда приносило благие плоды. Он также инициировал обретение мощей и канонизацию другого известного рязанского святителя – святого Василия, которому он сразу составил тропарь, кондак, стихиры и житие. День памяти свт. Феодорита – 23 сентября.
Икона преподобного Севастиана Карагандинского с частицей гроба, в котором был погребен Святой. Мощи преподобного Севастиана Карагандинского были обретены 22 октября 1997 года.  День стоял теплый, солнечный, тихий. С утра, после утренней службы во дворе храма остался народ, а к вечеру их стало еще больше. Сидели, ходили, стояли – ждали. Но все равно народу было немного. Это объясняется тем, что о поднятии мощей особо не распространялись, все было как бы сокрыто, до прославления оставалось время  (прославление как местночтимого состоялось в г. Алматы 12 ноября того же года). Несколько раз с кладбища привозили вести, что все идет потихоньку, вскрыли могилу, подняли гроб почти целый. Отдельно поднимали из гроба мощи: сначала  главу, потом все остальное. При поднятии присутствовали священнослужители и монахи, представители государственной медицины и полиции. Гроб с мощами на руках донесли до Богородице-Рождественского храма г. Караганды. С пением внесли в храм, было очень тихо, торжественно и светло. Все присутствующие приложились к мощам. Позже мощи преп. Севастиана облачили и поместили в приготовленную раку, которую поставили в центре храма для поклонения. Верующим священнослужители раздавали частицы от гроба. Нашему храму частицу гроба передал иерей Сергий Прохоров, а икону Святого написал Игорь Углев.
Копия Туринской плащаницы привезена протоиереем Георгием Крейдуном в мае 2010 года из Турина. Тогда Плащаница Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа была выставлена для поклонения верующими. Копия точно воспроизводит оригинал по изображению и оттенкам в масштабе 1:2.

 

 

Святыни нижнего храма

 

Писаный крест из Иерусалима  был приобретен в апреле 2008 г. Наши паломники в Великую Субботу были в Храме Гроба Господня во время схождения Благодатного Огня, после чего им благословили частичку ваты с воском, которым опечатывают Кувуклию. Там же приобретена для храма икона Божией Матери «Иерусалимская» (в киоте у правой передней колонны), оригинал которой находится в Гробнице Пресвятой Богородицы.
Рядом с ней, также в киоте у правой передней колонны, помещён достаточно необычный образ Спасителя, именуемый «Не рыдай мене, Мати». Этот образ, принесённый в дар храму одним из прихожан, был создан в Карловых Варах в Чехии с применением уникальной технологии нанесения изображения на фарфоровую доску. Икона эта символизирует страдания Христа и, вместе с тем, Его крайнее снисхождение к человеческим немощам, преисполняет стоящего перед ней человека чувством покаяния, осознанием значимости того, что Господь совершил для нас, грешных.
Икону святителя Николая, которая находилась в космосе, нам привёз в мае 2011 г. Юрий Лончаков, командир отряда космонавтов, Герой России. Настоятель о. Георгий познакомился с ним в 2010 г. во время паломничества к Туринской плащанице. Юрий тогда работал над созданием фильма о храмах святителя Николая. По словам известного летчика-космонавта, он взял с собой в космос несколько икон любимого святого, которые пробыли с ним на орбите целых полгода, а затем эти иконы были подарены при самых различных обстоятельствах. Подобные иконы есть в Бари, Турине, Англии (приход свт.Николая), у святейшего Патриарха Кирилла, у митрополита Киевского Владимира, у митрополита Минского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Теперь такая икона есть и в нашем храме, к слову, единственная за Уралом.
Старинная икона свв. Апостолов и Евангелистов Иоанна Богослова и Матфея была приобретена в 2005 году в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Скорее всего, она находилась в одном из храмов Алтайской Миссии.
Справа от большой иконы святых Царственных Страстотерпцев находится достаточно редкий и необычный образ, именуемый «Корабль Веры». Его иконография восходит к 17 веку, когда в Киево-Печерской Лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный». Изображение Церкви в виде корабля помещалось на титульном листе этой книги, причем не в качестве отдельной гравюры, а как одна из частей сложной композиции. Затем этот образ стал самостоятельным сюжетом для иконы, одна из таких икон сейчас хранится в Третьяковской Галерее. Церковь здесь предстоит как корабль, в котором мы все спасаемся, плавая в волнах моря житейского – бурного моря наших страстей. Извне наш корабль пытаются атаковать всевозможные враги – еретики, отступники, сознательные хулители и вредители Церкви, то есть служители врага рода человеческого, который и сам находится среди них. Враги эти изображены в затемненных красках, грязных, мутных цветов. В то же время внутри корабля находятся Божия Матерь и святые, а управляет им Сам Господь Иисус Христос. Эта икона заставляет нас задуматься о смысле жизни человеческой и о месте в этой жизни Церкви, о значимости её для нас.

Росток от Неопалимой купины

3a8Oxi-XeoQ

Во время Всенощного бдения накануне дня Святой Троицы в верхнем приделе храма апостола и Евангелиста Иоанна Богослова появилась новая святыня – росток от куста Неопалимой купины.

В Библии (Исход 3; 4) говорится, что однажды Моисей, кочуя со своими стадами по Синайскому плоскогорью, набрел на гору Хорив. И вдруг он увидел чудо: перед ним вспыхнул придорожный терновый куст, и «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». Моисей стоял потрясенный. Согласно Библии, этот горящий и не сгорающий куст был назван «Неопалимая купина».

Долгое время не удавалось найти «Неопалимую купину». Когда многие ученые уже считали, что это чистейшей воды вымысел, фантастика, на Синайском полуострове было обнаружено это библейское растение. Это растение имеет несколько названий: "Диптам" или "Куст Моисея", Dictamnus albus -латинское название. Ясенец белый - русский вариант названия этого растения и самое известное и самое распространённое название: «Неопалимая купина».

В настоящее время «Неопалимая купина» растёт на территории монастыря Святой Екатерины в Египте. Он находится в трёх часах езды на автобусе от Шарм-аль-Шейха или в часе езды от города Дахаб. Растение доступно для наблюдения с расстояния 10 метров, так как на пути к нему сооружён метровый забор. Эта мера вызвана тем, что каждый паломник желает на память оторвать и засушить хотя бы один листочек с этого Священного Куста.

В середине 90-х годов росток с куста «Неопалимой купины» получила и вырастила игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме. Именно от нее во время своей поездки на Святую землю в 2015 году получил небольшой росток настоятель нашего храма протоиерей Георгий.

Теперь, в день Святой Троицы прихожане храма Иоанна Богослова могут лицезреть это прекрасное растение с тысячелетней историей. Это по своему символично, ведь именно в День Пятидесятницы по традиции все православные храмы украшаются зеленью и цветами.

История прихода в 1996-2002 гг.

1996-2002 год

 

 

2 мая 1996г. – епископом Антонием освящен памятный камень в основание прихода.
9 октября 1997г. - совершена первая литургия во временном храме.
9 сентября 2002г. – подана заявка в Главархитектуру г. Барнаула.
15 ноября 2002г. – утвержден эскиз будущего храма, архитектор Ирина Тимофеева (г. Москва) и получено благословение на строительство епископа Барнаульского и Алтайского Максима.

 

 

подробнее

Рейтинг@Mail.ru