"Эта традиция существует на Руси издавна." Интервью с отцом Сергием Неверовым.

Для читателей сайта Иоанно-Богословского храма мы представляем интервью с о.Сергием, преподавателем Алтайского центра Звонарского мастерства

- Отец Сергий, какой предмет Вы будете преподавать в школе для будущих звонарей?

- На курсах колокольного звона я буду преподавать историю колоколов, устройство, назначение, основные понятия и требования к звонарям, а также общие понятия о колокольном звоне. То есть, вводную и основную тематическую позицию. Очень важно, чтобы звонари знали основы колокольного звона, историческую направленность и значение колоколов в церковном богослужении.

- Расскажите нашим читателям немного об истории колоколов на Руси. Когда у нас появились первые колокола?

- На Руси первое летописное упоминание о колоколах датировано 1066 годом. Во время татаро-монгольского нашествия литье колоколов не могло развиваться, и в это время, возможно, погибли колокола домонгольского периода. Только спустя двадцать лет после разорения русских земель появляются редкие летописные упоминания о колоколах. Одно из них относится к 1259 году. Согласно летописному тексту, князь Даниил Галицкий перевез из Киева в свою вотчину Холм колокола и иконы из собора Святой Софии.

C 14 века мы можем говорить о литье больших колоколов на Руси. Первоначально для этой работы приглашали иноземных (европейских) мастеров.
В начале 15 века появилась возможность отливать колокола большого размера в достаточном количестве. Самым ранним из сохранившихся колоколов этого времени принято считать колокол 1420 года. Он находится на колокольне Троице Сергиевой Лавры. Колокол называют "Никоновский" или "Чудотворцев". Он имеет довольно необычную форму, однако до сих пор участвует в звонах. До начала XVII века московские мастера подписываются на колоколах, как "пушечный литец" или "пушечник". Именно такая надпись сохранилась на колоколе 1488 года из Пафнутьево-Боровского монастыря.
Со времени правления Бориса Годунова в Москве начали появляться частные литейные мастерские.
В 16 веке русские мастера превосходят западноевропейских по качеству литья и весу колоколов. С этого времени нам известны уже целые династии русских, главным образом псковских и новгородских литейщиков.
Расцвет литейного дела на Руси пришелся на 17 век. Во многом это связано с тем обстоятельством, что на Севере Руси были обнаружены залежи медной руды. В 1653 году русский мастер Емельян Данилов отлил в Московском Кремле огромный колокол весом около 8000 пудов, чуть позже его перелил ученик Данилова - Александр Григорьев. То был самый огромный звонящий колокол из когда-либо отлитых в мире. В своих путевых зарисовках его изображение оставил австрийский посол в Москве - Августин Мейерберг.
В конце 17 века начали работать первые представители прославленной династии Моториных. Несколько колоколов работы этих мастеров сохранились на колокольне Иван Великий. В 1735 году Иван и Михаил Моторины отлили колокол весом более двенадцати тысяч пудов. Именно этот Царь-колокол мы можем видеть в Московском Кремле на гранитном постаменте возле Ивана Великого. В 1686 году Федор Дмитриевич Моторин основал в Москве первый частный завод.
После того, как Петр I сделал столицей России Санкт-Петербург, значение Москвы, как центра литейного дела, постепенно ослабло. Пушечный двор в Москве действовал до 1802 года. В 1714 году в Петербурге император Петр I основал Пушечный двор, который был преобразован в Петербургский Арсенал, давший начало литейным заводам на Урале, в Туле, Ярославле и других русских городах. В 19 - начале 20 века во многих городах России было около 20 крупных заводов по литью колоколов. Наиболее известны из них заводы Финляндского и Самгина в Москве, Забенкиных в Костроме, Оловянишниковых и Чарышниковых в Ярославле, Усачевых на Валдае.
В России особенно известен г. Мехелен, расположенный теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. Название «малиновый звон» происходит именно отсюда - малиновым звоном, на самом деле, считался звон колоколов г. Мехелин. Уже к 17 веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор.
Со времени появления таких колоколов в России в 18 веке «малиновым» стали называть красивый, мелодично переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).

- Что означает для России звонить в колокола? Почему недостаточно одной молитвы?

- Колокольный звон давно известен как звон, призывающий на службу и организующий человека для церковного богослужения. Считается, что колокола, на сегодняшний день, одно из распространенных понятий для православного человека. Именно звон колокола направляет внимание для душевной молитвы. В первую очередь мы слышим, когда звучат колокола - останавливаемся, снимаем шапки, делаем поклоны в сторону храма, в сторону звона. Эта традиция существует на Руси издавна. Тем самым человек совершает сердечную молитву.

- Какие формы колоколов существуют?

- Какие только колокола не делали, и прямые, и граненные, и удлиненные. Пробовали наугад. Но спустя какое-то время нашли форму, которую повторяют и по сей день. В русской православной церкви колокола делятся на основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные), и малые (зазвонные).

- Есть ли еще такие школы колокольного звона в Сибири?

- Да, есть. Это «Сибирский центр колокольного искусства». Очень серьезное обучение у них, преподаватели строгие. Есть педагоги, которые дают курсы в высших учебных заведениях.

- Чем вы увлекаетесь, ваше хобби?

- В моём возрасте человеку хочется иногда просто погулять по лесу, подышать свежим воздухом, но не всегда могу себе это позволить, поэтому самое частое моё увлечение - это провести время дома, с близкими людьми. Впрочем, я люблю играть на гитаре.

 

 

 

интервью подготовила Елизавета Неверова, ученица Воскресной школы при храме Иоанна Богослова