Куда течет время? (Размышления о древнерусской литературе)

29 мая в библейской школе«Свет» при Иоанно-Богословском храме г.Барнаула состоялась встреча-беседа с сотрудницей Мемориальной библиотеки имени В. М. Башунова Т. И. Комиссаровой о древнерусской литературе.

 

Встреча была приурочена к Дням славянской письменности и культуры, Дню филолога и Дню библиотек. Напомним, что ранее «световцы» уже беседовали с Татьяной Ивановной о «Поучении» Владимира Мономаха и «Домострое».

Древнерусская литература не случайно вновь в центре внимания. Это не только экскурс в русскую историю и дань уважения к книжной культуре, с которой все начиналось. И не только определенное эстетическое удовольствие, ведь, например, «красотой«Слова о полку Игореве» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь, а в ХХ веке – Блок, Бунин и многие советские поэты и писатели» (Д. С. Лихачев). Древнерусская литература – ключ к той духовной Атлантиде, Святой Руси, перед которой благоговеют немало верующих. Это возможность погрузиться в христоцентричное мировоззрение той эпохи. Даже восприятие времени было другим: оно было эсхатологическим, обращенным лицом к вечности. Так, в «Слове о полку Игореве» читаем: «Переднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ!» «Слово «передняя» в древнерусском языке относилось к прошлому, когда речь шла о времени, точнее, к началу какого-то определенного промежутка времени, «задняя» же – к недавно случившемуся, ко времени последних событий, к завершению какой-то цепи событий, иногда – к будущему», – пишет Д. С. Лихачев.Древнерусская литература подобна иконописи: в ней тоже нет «прямой перспективы».

Она и не литература в современном понимании, так как не основана на художественном вымысле. Авторы летописей мыслят себя не авторами, а составителями. Их имена, если и известны, то это либо случайность, либо только предположение. Движением к современной литературе стало проявление в текстах личностного начала (ср. переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским) и усиление этой тенденции (ср. «Житие протопопа Аввакума»). Так произошел к переход к аутоцентричной картине мира, а затем к эгоцентричной, в коей и пребывает наша культура.

С одной стороны – неизбежное историческое развитие, с другой – остается возможность осмыслить культурный и духовный феномен древнерусской словесности и приложить к собственной системе координат. Интереснейшим явлением в этом смысле стало творчество Евгения Водолазкина, который буквально стирает границы между далеким прошлым и настоящим. Участники встречи после обсуждения загорелись идеей литературного клуба и предложили для первого обсуждения книгу Евгения Водолазкина «Брисбен». Цитата из книги:

– В твоих интервью часто упоминается город «Брисбен»,ну, и вообще – Австралия. Почему?

– Потому что, когда у нас зима, у них – лето.

– А когда у нас – лето?

– Тогда у них тоже лето. По нашим меркам – лето. Вот в чем вся штука, понимаешь? В нашей семье это место считалось раем.

– Для рая там слишком специфическое население. Потомки каторжников.

– И – что?

– Для рая требуется хорошая биография.

– Ты там был?

– Где, в Австралии?

– Нет, в раю. Откуда ты знаешь, какая там требуется биография?

Присоединяйтесь к нам, любители словесности и духовных размышлений. Встречаемся недели через три.

Звоните или пишите: 8 905 081-34-32.

Марина Боровикова