"Последний день Помпеи" обсудили в "Свете"

01В ПМО «Свет» прошла очередная встреча из цикла «Знакомство с художниками». На этот раз она была посвящена творчеству Карла Павловича Брюллова. Искусствовед Маргарита Шмакова рассказала о жизненном пути мастера, его мировоззрении, привязанностях и знаменитых друзьях, среди таковых были М.И. Глинка, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский. Запомнилась ребятам и история освобождения из крепостничества Тараса Шевченко, великого украинского поэта. Брюллов лично ходатайствовал об этом. С этой целью он написал портрет Жуковского для императорской фамилии, который разыграли в придворной лотерее, чтобы собрать деньги на выкуп.

 

 

Участники встречи с интересом рассматривали альбомы репродукций знаменитых картин. Маргарита умело направляла их взгляды и обращала внимание на детали, элементы первого и второго плана. Особенно подробно остановились на картине «Последний день Помпеи», над которой художник работал долгих шесть лет, и которая принесла ему мировую славу.
В левой части произведения на ступенях гробницы размещена толпа людей, по-разному реагирующих на постигшее их несчастье. Об этом говорят позы и выражения их лиц. Там же, в гуще этой толпы Брюллов оставил свой автопортрет – художник, спасающий свои кисти и краски.

В картине также есть языческий жрец и христианский священник (изображены справа возле гробницы) как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию.

В 1 в. н.э. Помпеи были городом-курортом для римской знати, о чем напоминают множество заведений развлекательного характера: кабаки и публичные дома, термы с фривольными фресками, амфитеатры. Город погряз в пучине разврата, что подтверждает надпись, найденная во время раскопок на стене одного из домов - «Содом и Гоммора». Надпись сделана на еврейском языке скорее всего рабом-иудеем, уведенным в плен после разрушения Иерусалимского храма. Археологи долгое время искали присутствие первых христиан в Помпеях и соседнем Геркулануме и сделали вывод, что небольшое количество христиан там все же проживало. Об этом говорит и тот факт, что апостол Павел отправился в Рим через город-порт Пуццоли, расположенный рядом с Помпеями, и там он остановился на несколько дней в одной христианской общине. Вполне возможно, что и первые христиане, жившие в Помпеях, воспринимали гибель города от извержения Везувия как кару небесную, подобную той, которая постигла библейские города - Содом и Гоммору.

Так и Карл Брюллов символически через фигуры жреца и священника изобразил смерть и рождение двух цивилизаций, двух эпох, хотя вызывает сожаление, что психологический облик этих персонажей разработан весьма слабо, и они не вызывают острого эмоционального отклика как остальные персонажи произведения.

Главным достоинством этой картины стало не только изображение значительного исторического сюжета, природной катастрофы, но и представление о том, как люди переживают это бедствие, собрание различных эмоциональных состояний. В обстановке всеобщего ужаса и страха, неотвратимой смерти герои произведения сохраняют человеческое достоинство и силу духа, проявляют любовь и милосердие по отношению к своим ближним.

Следующее занятие планируется посвятить русскому художнику 19 века П.А. Федотову.