День Святой Троицы

Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов в этом году праздновался 31 мая. В этот день в храме святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова по обычаю совершились две Божественных литургии: ранняя в новоосвященном Макарьевском приделе нижнего храма и поздняя в верхнем храме.

Это один из наиболее почитаемых православных праздников. Он посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2-4; см. также далее). Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

Накануне праздника за всенощным бдением в субботу вечером и в сам день за утренним богослужением в храме по обычаю пелась всем народом молитва

 

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполяя, Сокровище благихъ и жизни Подателю, прииди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».


В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Она замечательна тем, что изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него.

Также после поздней Божественной литургии совершилась праздничная вечерня. На этом Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи свои пред Господом и просят Его даровать Божественного Духа и молятся об усопших. По традиции эти молитвы поочередно читаются священнослужителями.

Также в этот день существует старинный народный обычай украшать храмы зеленью, цветами и ветвями вновь распустившихся берез в знак животворящего действия Св. Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. В тропаре и кондаке праздника верующие благодарят Сына Божия за ниспослание им Духа Святого.