1000-летие преставления Крестителя Руси отметили в нашем храме

28 июля в Барнаульской епархии прошли торжества, посвященные тысячелетию со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

Их центром по благословению главы Алтайской митрополии Высокопреосвященнейшего митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия стал в этом году наш храм, один из нижних приделов которого освящен в честь святого Крестителя Руси. Здесь собором духовенства Барнаульского благочиния во главе с настоятелем Александро-Невского храма митрофорным протоиереем Александром Войтовичем была совершена Божественная литургия, а затем молебен святому князю Владимиру и крестный ход вокруг храма.

По окончании богослужения на прихрамовой территории состоялся праздничный концерт, перед началом которого к собравшимся обратился секретарь Барнаульской епархии иерей Андрей Басов, который огласил посвященное празднуемому событию послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал поздравление от митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, принимающего участие в общецерковных торжествах в Москве.

От лица руководства администрации Барнаула духовенство и мирян поздравил начальник отдела по обеспечению публичных мероприятий А.Н.Клычников. В концерте приняли участие хор духовенства Барнаульской епархии (регент - иерей Тимофей Самодинов), а также ансамбль народной и казачьей песни из ЗАТО Сибирский "Финист" (руководитель - М.Новикова) и детский фольклорный ансамбль "Беседушки" детской школы искусств "Традиция" (руководители Евгений и Александра Волобуевы). После концерта всем желающим было предложено угощение, приготовленое здесь же казаками.

В этот же день в посвященной святому князю Владимиру часовне на площади им. В.Н.Баварина собором духовенства во главе со старшим священником Знаменского женскогомонастыря протоиереем Константином Гросс был торжественно совершен праздничный молебен.

День Святой Троицы

Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов в этом году праздновался 31 мая. В этот день в храме святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова по обычаю совершились две Божественных литургии: ранняя в новоосвященном Макарьевском приделе нижнего храма и поздняя в верхнем храме.

Это один из наиболее почитаемых православных праздников. Он посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2-4; см. также далее). Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

Накануне праздника за всенощным бдением в субботу вечером и в сам день за утренним богослужением в храме по обычаю пелась всем народом молитва

 

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполяя, Сокровище благихъ и жизни Подателю, прииди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».


В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Она замечательна тем, что изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него.

Также после поздней Божественной литургии совершилась праздничная вечерня. На этом Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи свои пред Господом и просят Его даровать Божественного Духа и молятся об усопших. По традиции эти молитвы поочередно читаются священнослужителями.

Также в этот день существует старинный народный обычай украшать храмы зеленью, цветами и ветвями вновь распустившихся берез в знак животворящего действия Св. Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. В тропаре и кондаке праздника верующие благодарят Сына Божия за ниспослание им Духа Святого.

Вознесение Господне

21 мая - Вознесение Господне и Престольный Праздник храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Анонс освящения придела

В субботу 30 мая в день Троицкой Родительской субботы в нашем храме будет торжественное богослужение, которое возглавит митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Божественную литургию предварит освящение придела в честь преподобного Макария Алтайского. Он был освящен иерейским чином несколько лет назад.

Согласно церковному уставу выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим.

«Действия, совершаемые при освящении храма, имеют таинственное знаменование и древнее происхождение. Обряд освящения начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему.

По освящении храма бывает торжественный крестный ход со святыми мощами вокруг храма. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего. При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников (7 прав.).»

Свящ. Григорий Шиманский

РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ

Накануне в пятницу 29 мая в 17-00 всенощное бдение

30 мая

7-30    Водосвятный молебен

8-00    Великое освящение престола во имя преподобного Макария Алтайского

9-00    Божественная литургия Архиерейским чином

11-30  Великая Троицкая панихида

Время от Пасхи до Вознесения

Время от Пасхи до Вознесения

Время от Пасхи до Вознесения – это особый период в богослужебном календаре Русской Православной Церкви.  Празднование Светлого Христового Воскресения не ограничивается Светлой седмицей – мы чествуем Воскресшего Спасителя в течение сорока дней. Эта традиция установилась в память сорокадневного пребывания на земле Иисуса Христа после Его воскресения.

Все молитвословия в храмах начинаются с чтения или пения пасхального тропаря:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Каждое богослужение содержит в себе стихиры, тропари и каноны, содержащиеся в особой богослужебной книге – Цветная Триодь.  Вместе со Святой Церковью мы вспоминаем апостола Фому, святых Жен-Мироносиц и такие евангельские события, как исцеление Христом расслабленного и слепого, а также беседу Господа с самарянкой. Особое место в чреде богослужений Цветной Триоди занимает Преполовение Пятидесятницы.

«В богослужении этого праздника все время говорится о воде: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами...». Дело в том, что новозаветный праздник Пятидесятницы соответствует ветхозаветному празднику Кущей, который тоже в свою очередь имел преполовение, т.е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей. Так и у нас есть Преполовение Пятидесятницы. Церковное Предание связывает этот ветхозаветный праздник Преполовения с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна (7: 14): «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил», и дальше сказано: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения».
М.С. Красовицкая

Завершается празднование Пасхи отданием – это торжественное пасхальное богослужение накануне Вознесения. В храме будет вновь совершена служба, как и в первый день праздника. Это еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими праздниками, из которых ни один не чествуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», – напоминает нам св. Григорий Богослов (Беседа 19).

И именно поэтому мы приветствуем мы друг друга в течение сорока дней святым и радостным приветствием: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»