«Главное найти вход среди лабиринта беспокойных дел»

В конце августа в Иоанно-Богословском храмовом комплексе прошла экскурсия. Представляем вниманию читателей отзыв Наталии Сушенцевой – одной из участниц этой экскурсии.

 

 

 

Помню жизнь свою в Барнауле лет 10-15 назад - суета, волнения, бесконечный бег, надежды и непреходящее стремление - смотреть на прекрасное. Всегда.

Пыльный маленький город, милый тихий летний город, старый город, обернутый шуршащими обрывками рекламы, в блестках фонарей, с выжигающим лёгкие воздухом, когда в летние 35 укладывают на проспекте асфальт. С тишиной летних вечеров на деревянных улицах - гуляя, важно не сделать лишних шагов, не выпасть опять в суетливую, пыльную современность.
Помню дальние от центра проспекты - хаос новостроек, поле, среди зелёного поля белый храм.
Далеко от моего дома, далеко от меня. Отдельно, мимо.
Время шло, выгорал мой сад до корней, вырастало новое, тот же я человек или нет, не знаю.
А прекрасного не хватает. Настолько, что порой тяжело жить.
Прекрасного, живого, совершенного в несовершенстве, чистого, сияющего. И тишины.
И вот наступает день, когда белое здание посреди зелёного поля перестает быть белой картинкой.
Я стою на небольшой площади среди трёх храмов - деревянный, с шатровой башенкой, византийский, с куполом и мозаикой на стенах и тот самый - белый с золотом на фоне лазури неба.

Дверь отворяется, и я оказываюсь в другом мире.
Я смотрю и не могу насмотреться, меня охватывает одновременно чувство восторга и покоя. Всюду Тишина, в каждом предмете, в каждом тёплом круге света, в каждой кружевной тонкой тени. В отражении мраморных колонн, в россыпи неяркой мозаики на полу.
Пространство, оказавшееся внутри больше, чем снаружи - столько раз читала про это, а увидела впервые.
Я чувствую себя инструментом, который оказался в месте, где нет фальшивых звуков, и множество моих струн - и тонких, и толстых, спущенных, порванных, перетянутых - вдруг начинают чиниться сами, настраиваться, тихонько проверять звучание. Кажется - вот-вот можно будет сквозь тишину услышать звучание других инструментов - негромкое, чистое, прозрачное. И даже когда-нибудь зазвучать вместе.

Я вроде искусствовед, и могла бы описать основательно все составляющие чуда, но к счастью есть другие люди, которые могут взять на себя этот труд, рассказать про канон и его развитие, про человека прошлого и человека нынешнего времени, про разницу в восприятии, про изменение окружающей среды, городской среды, про смену душевных, психологических потребностей по сравнению с тем, что было несколько сотен лет назад и с тем, что сейчас, и как следствие - про развитие канона. Про то, что идущий по полу храма человек, повторяет духовный путь шедших ранее. Про почти монохромные изображения святых, вроде рядом - но словно скрытые туманом - почему так, зачем.
А я в этой монохромности, в утонченной сдержанности света начинаю видеть многоцветье, восприятие перестраивается, время замирает, и в немногом вдруг открывается неизмеримо больше, чем в самой щедрой пестроте и многозвучии раньше.

И вместе с этим я слышу экскурсовода, очень просто говорящего об очень сложных вещах. Но я не готова это пересказывать. Можно прийти и услышать. Главное найти вход среди лабиринта беспокойных дел.

 

P.S.: записаться на экскурсии можно по тел.: +7(913)215-92-07, +7(923)162-64-18

 

Наталия Сушенцева, искусствовед, г. Санкт-Петербург