21 апреля Православная Церковь торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресение)

Праздник входа Господня в Иерусалим бывает за неделю до Пасхи. Установлен он в память следующего события в жизни Спасителя. Чтобы более уверить еврейский народ в том, что Иисус Христос есть Царь - Спаситель мира, незадолго до Своих страданий торжественно пред всем народом Он явил Себя таковым Царём-Спасителем.

 

 

 

Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сёстрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию.

 

Субботний день, который предшествует Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой - в память о чуде воскрешения праведного Лазаря

 

За пять дней до Своих крестных страданий Он отправился со Своими учениками в Иерусалим, за Ним шла толпа народа. На дороге близ  Иерусалима, по Его повелению, апостолы привели Ему из ближайшего селения ослицу с осленком. Господь сел сначала на ослицу, а потом на осленка. У евреев был обычай: цари и победители торжественно на конях или ослах въезжали в столицу, и народ с радостными восклицаниями встречал их.

Увидев Иисуса, подобно царю, шествующего в Иерусалим, народ, узнавший о чуде воскрешения Лазаря, подумал: «Это обещанный Мессия. Он, верно, идет объявить Себя царем в Иерусалиме». И одни начали постилать свои одежды по дороге, другие резали ветви с дерев и держали их в руках или бросали на дорогу, и все громко кричали: «Осанна (что значит - спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!»

Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю: «Возьми, возьми, распни Его!» и произнесут страшное проклятие на свой народ: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27,25).

По примеру евреев, встречавших Иисуса Христа с ветвями пальмы в руках при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, и мы в этот праздник за всенощной держим вербу в руках, и сам праздник у нас называется Вербным воскресеньем, или неделею ваий, т.е. веток.

 

 

Кондак праздника, глас 6

 

На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:// благословен еси, Грядый Адама воззвати.

 

 

 

Задостойник, глас 4

 

Бог Господь, и явися нам./ Составите праздник,/ и веселящеся приидите, возвеличим Христа,/ с ваиями и ветвьми, песньми зовуще:// благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

 

 

 

Тропарь в Неделю Ваий, глас 4

 

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

 

 

 

Кондак в Неделю Ваий, глас 6

 

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.

 

 

 

Величание

 

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ осанна в вышних,/ и мы Тебе вопием:// благословен Грядый во имя Господне.