Введение в храм слова (план-конспект урока)

План-конспект урока
«Введение в храм слова»


Тема:
«Вначале было Слово…»
Цель: сформировать у учащихся представление о слове как инструменте мысли и общения, как проявлении образа соединения разумной души и тела; познакомить с содержанием и задачами курса.
Ход занятия

 

  1.  Молитва «Царю Небесный…»
  2.  Выявление смысла названия предмета.

 - Вы обратили внимание, что сегодня в расписании у вас появился новый предмет. Как вы понимаете его название? Что вы представили, когда прочитали название урока? Тема сегодняшнего урока «В начале было Слово…» Как соотносится тема урока с названием предмета?
Какое слово и там, и тут ключевое? Какой же смысл содержит в себе это понятие?
   В «Словаре современного русского литературного языка» дано 8 значений понятия «слово», но ни одно из них не раскрывает смысл изречения, положенного в основу урока. Откуда взяты слова, давшие название теме? Вспомним, как звучит Евангельский текст: « В начале бе Слово, и слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» - « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Таким образом, под Словом разумеется Сын Божий, истина , премудрость и сила, истина, обретшая плоть, она же и свет.
 В лингвистике слово – это единица языка, представляющая собой звуковое выражение понятия о каком-либо явлении действительности.
В словаре В. И. Даля в статье «Слово» читаем: «..исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь.
Разговор, беседа; речь ;проповедь.
У вас на листочках записаны фразеологизмы, куда входит слово. Дома вы объясните их значение, и на следующем уроке мы обсудим, что у вас получилось.
Итак, мы видим, что слово, язык – это Божественный дар, самое главное достояние народа. О значении этого дара размышляли многие мыслители, учёные, писатели. Вот стихотворение замечательного русского поэта и прозаика, лауреата Международной Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина:
              Молчат гробницы, мумии и кости, -
                    Лишь слову жизнь дана:
              Из древней тьмы, на мировом погосте,
                    Звучат лишь Письмена.

              И нет у нас иного достоянья!
                    Умейте же беречь
              Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
                    Наш дар бесценный – речь.
Действительно, только благодаря языку мы знаем о нашей истории, о том, что происходило много тысяч лет назад. Из Священного Писания, вечной книги человечества Библии – мы узнаём, как жили наши прародители, как складывались их отношения с Богом.
А вот ещё одно поэтическое произведение, написанное великолепным поэтом серебряного века А.А.Ахматовой в тяжёлые годы Великой Отечественной войны.
Мужество
           Мы знаем, что ныне лежит на весах
           И что совершается ныне.
           Час мужества пробил на наших часах,
           И мужество нас не покинет.
           Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
           Не горько остаться без крова, -
           И мы сохраним тебя, русская речь,
           Великое русское слово.
           Свободным и чистым тебя пронесём,
           И внукам дадим, и от плена спасём
                             Навеки!
Как видим, поэт говорит, что самое дорогое для людей – это русская речь. Сохранить язык – это значит отстоять свою родину от захватчиков, спасти народ от уничтожения, потому что нация, утратившая свой язык, перестаёт существовать.
Но чтобы беречь язык, надо понимать, каким богатством мы владеем, научиться проникать в суть слова. А для того, чтобы понять суть, главный смысл чего-то, нужно обладать особым – внутренним, духовным зрением и слухом. Когда говорят «зрячее сердце», «чуткая душа», имеют в виду именно такое, духовное зрение-слух.
Осознать всю многозначность слова – это как бы попытаться войти внутрь него.
Одно слово похоже на комнату, которую можно оглядеть очень быстро, другое – на дом, и потребуется больше времени, чтобы увидеть все его закоулки, лестницы и переходы, а есть слова, в которые входишь, как в храм.
Вернёмся снова к названию нашего предмета и к теме урока. Много веков люди пытались проникнуть в тайну этой библейской строки, где Слово поставлено превыше всего, потому и пишется с большой буквы. О великой силе Слова написал русский поэт Н. С. Гумилёв:
            В оный день, когда над миром новым
            Бог склонял лицо Своё, тогда
            Солнце останавливали словом,
            Словом разрушали города.

            И орёл не взмахивал крылами,
            Звёзды жались в ужасе к Луне,
            Если, точно розовое пламя,
            Слово проплывало в вышине.
            ***************************
            Но забыли мы, что осиянно
            Только слово средь земных тревог
            И в Евангелии от Иоанна
            Сказано, что Слово – это Бог…
Поистине, Бог – слово-храм, и слова Его, которые мы читаем в Библии, - это тоже слово-храм.
Но слово – это и речь, а значит, и она тоже храм. Вот к этому храму Слова нам и предстоит приблизиться и, может быть, войти в его «святая святых» (самое дорогое, заветное, обладающее Божественной Благодатью, ниспосланной Богом силой и радостью).
           - Что вы представили при слове храм?
           - Как вы думаете, одинаковы ли значения слов храм и церковь? Всегда ли можно заменить слово храм словом церковь? Кстати, первоначальное значение слова храм – «дом, по происхождению оно старославянское, древнерусский вариант –хоромъ (хоромы. Слово церковь восходит к греческому  и буквально переводится как Господь, принадлежащий Господу. А теперь сравните церковь и церковка (маленькая церковь, домашняя. А церквушка? Маленькая, старенькая, полуразрушенная, нам её жаль, и это чувство мы передаём с помощью суффикса -УШК -. Однако и маленькая церковь и большая – это ХРАМ, потому что в это слово мы вкладываем смысл гораздо более глубокий и широкий, нежели образ рукотворного создания архитекторов и строителей. Храма без присутствия в нём Духа Божия не бывает.
Вы, конечно, встречали такие словосочетания: храм искусства, храм науки, храм музыки. Возможно ли в таком сочетании употребить слово церковь?
Так где же тот храм Слова, к которому мы стремимся? С ним так же непросто, как и со словом Бог. Ведь храм – это дом Господа, но мы Его там не видим, Он присутствует незримо: в таинствах, в Благодати, которую мы ощущаем во время молитвы. А Слово? Оно живёт везде: в речи простых людей, в рукописях и книгах, в словарях и справочниках, в журналах и газетах. Оно вездесуще и всемогуще, поэтому народы охраняют свой язык от разрушения и искажения. Самое прочное хранилище слова – память народа. Она, как сквозь сито, отбирает золотинки, смывая песок и мусор. Но, чтобы по-настоящему беречь родной язык, надо знать его во всей полноте. Кладовые наших слов – это многотомные словари. Однако можно иметь громадные богатства в кладовых и жить, как последний нищий, не умея этим богатством распорядится. (Какой герой русской литературы жил впроголодь, имея сундуки, набитые золотом?) Так, можно иметь в своей библиотеке все словари и пользоваться очень бедной речью и быть совершенно бездарным читателем, т.к. нужно уметь почерпнуть из книги смысл и насладиться чтением. При этом, даже читая словари том за томом, положения не исправить, потому что путь к кладовым Слова совсем другой – духовный: нужно стремиться во всём ощущать присутствие Духа Божиего.
Мы и пойдём этим путём, всматриваясь и вслушиваясь в Слово самой великой книги человечества – Библии и в слова, отобранные нашими писателями и поэтами. Мы будем учиться у них бережно и с любовью относиться к самому дорогому достоянию – родному русскому слову. Великие русские поэты и писатели без конца перерывают кладовые словесности и находят для каждого слова то самое единственное место, на котором оно засияет заново. Будем и этому учиться у них.
Но мы  не обсудили ещё одно слово в названии нашего предмета, точнее, словосочетание – введение во храм. Что это словосочетание вам напоминает?
Да, так называется один из праздников Православной Церкви. Посвящён он торжественному вступлению трёхлетней Марии (будущей Богородице) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Наше введение во храм слова – тоже радость и праздник. Как вы думаете, почему мы написали во храм , а не в храм? Предлог во придаёт словосочетанию звучность, торжественность.
Подведём итог. Как вы поняли назначение предмета? Что узнали о Слове?
В заключение нашей беседы уместно прозвучат слова святого праведного Иоанна Кронштадтского:
 -Что твёрже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворён и стоит: нося всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1. 3.)…будь твёрд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1. объяснить смысл устойчивых выражений;
2. закончить предложенный текст;
3. описать свои представления при чтении строк:
                                                  Бразды пушистые взрывая,
                                                  Летит кибитка удалая;
                                                  Ямщик сидит на облучке
                                                  В тулупе, в красном кушаке.
Условие: задание выполнять без помощи родителей.
Задание на дом
1. Объясните значения устойчивых сочетаний (фразеологизмов):
     а)дать слово –
     б) предоставить слово –
     в) засыпать словами –
     г) об этом ни слова! –
     д) за словом в карман не лезет –
     е) это всё одни слова –
     ж) к слову пришлось -
     з) от слова дошло до дела –
     и) слово за словом –
     к) без слова отдать –
     л) поверить на слово –

2. Объясните смысл пословиц
 - Слово не воробей – вылетит – не поймаешь.
 - Слово слово родит, третье само бежит.
 - Слово не обух, а от него люди гибнут.
 - Живое слово дороже мёртвой буквы.
 - Сказанное слово – серебряное, а несказанное – золотое.
 - Не дал слова – крепись, а дал слово – держись.
 - на словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

3. Нарисуйте словесную картину того, что вам представляется при чтении данных стихов. (Кстати, откуда взяты эти строки?):
              Бразды пушистые взрывая,
              Летит кибитка  удалая;
              Ямщик сидит на облучке
              В тулупе, в красном кушаке.
При выполнении задания желательно не пользоваться помощью родителей, а лучше обратиться к справочной литературе. Задание можно выполнять  на данном листе.