Правила ведения диалога (план-конспект урока)

 

План-конспект урока

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА

Тема. Правила ведения диалога.

Цель: познакомить учащихся с правилами ведения диалога, выработать навык работы с текстом.

Ход занятия

 

1. Введение в тему

- Учащиеся подбирают антонимы к предложенным учителем словам:

Зло Добро

Ложь Истина

Пассивный Активный

Ненависть Любовь

Труд Отдых

Счастье Горе

2.Актуализация знаний.

Учитель: Тема нашего урока сегодня зашифрована в словах, которые вы сейчас мне продиктовали. Сейчас вы, разделившись на группы, запишите на лист всё, что знаете о диалоге.

3. Работа с текстом, маркировка текста.

Общие правила диалога.

Диалог представляет собой обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. Правила ведения диалога сходны у всех народов.

Общие правила ведения диалога.

  1. Ритор всегда готов вести диалог.

  2. В диалоге положение слушающего более благоприятное, чем положение говорящего.

  3. Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение.

  4. Следовательно, говорящий несёт ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

  5. Если обращённая речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несёт говорящий.

Правила защиты говорящего от слушающего и слушающего от говорящего.

Правила для говорящего

  1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию.

  2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

  3. Каждое высказывание говорящего должно быть целесообразным: его создание исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

  4. Содержание и смысл высказывания определяется тоном, которым оно было произнесено.

  5. Сообщение должно быть уместным.

  6. Сообщение не должно быть противоречивым.

  7. Сообщение должно содержать новую информацию.

  8. Сообщение не должно быть многословным.

Правила для слушающего

  1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц.

  2. Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.

  3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.

  4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

  5. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.

  6. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

  7. Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

  8. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную информацию, которая будет основой ответного суждения.

4. Задание:

1) Промаркируйте текст, используя символы:

V – это было мне известно.

? - возник вопрос.

?! – я представлял это совсем иначе.

+ - новая информация.

=- совершенно согласен

!!! – совершенно не согласен.

5.Выполните задание индивидуальной карточки.

1) Продолжите предложение:

- Диалог – это…

2) Составьте три основных правила для слушающего…

3) Составьте три основных правила для говорящего…

6. В завершение работы составьте синквейн (пятистишие)

1) Слово – тема (диалог)

2) Два определения по теме.

3) Три глагола.

4) Яркая фраза, ассоциативно связанная с темой

5) Итоговая метафора, связанная с темой.

7. Дайте оценку деятельности группы и каждому её участнику.

На дом: составить лист наблюдений за ведением диалога у своих сверстникоа.