Правила ведения диалога (план-конспект урока)
- Опубликовано 30.08.2015 13:53
План-конспект урока
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА
Тема. Правила ведения диалога.
Цель: познакомить учащихся с правилами ведения диалога, выработать навык работы с текстом.
Ход занятия
1. Введение в тему
- Учащиеся подбирают антонимы к предложенным учителем словам:
Зло Добро
Ложь Истина
Пассивный Активный
Ненависть Любовь
Труд Отдых
Счастье Горе
2.Актуализация знаний.
Учитель: Тема нашего урока сегодня зашифрована в словах, которые вы сейчас мне продиктовали. Сейчас вы, разделившись на группы, запишите на лист всё, что знаете о диалоге.
3. Работа с текстом, маркировка текста.
Общие правила диалога.
Диалог представляет собой обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. Правила ведения диалога сходны у всех народов.
Общие правила ведения диалога.
-
Ритор всегда готов вести диалог.
-
В диалоге положение слушающего более благоприятное, чем положение говорящего.
-
Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение.
-
Следовательно, говорящий несёт ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.
-
Если обращённая речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несёт говорящий.
Правила защиты говорящего от слушающего и слушающего от говорящего.
Правила для говорящего
-
Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию.
-
Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.
-
Каждое высказывание говорящего должно быть целесообразным: его создание исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.
-
Содержание и смысл высказывания определяется тоном, которым оно было произнесено.
-
Сообщение должно быть уместным.
-
Сообщение не должно быть противоречивым.
-
Сообщение должно содержать новую информацию.
-
Сообщение не должно быть многословным.
Правила для слушающего
-
Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц.
-
Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.
-
Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.
-
Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.
-
Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.
-
С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.
-
Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.
-
Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную информацию, которая будет основой ответного суждения.
4. Задание:
1) Промаркируйте текст, используя символы:
V – это было мне известно.
? - возник вопрос.
?! – я представлял это совсем иначе.
+ - новая информация.
=- совершенно согласен
!!! – совершенно не согласен.
5.Выполните задание индивидуальной карточки.
1) Продолжите предложение:
- Диалог – это…
2) Составьте три основных правила для слушающего…
3) Составьте три основных правила для говорящего…
6. В завершение работы составьте синквейн (пятистишие)
1) Слово – тема (диалог)
2) Два определения по теме.
3) Три глагола.
4) Яркая фраза, ассоциативно связанная с темой
5) Итоговая метафора, связанная с темой.
7. Дайте оценку деятельности группы и каждому её участнику.
На дом: составить лист наблюдений за ведением диалога у своих сверстникоа.