Празднование Казанской иконы Божией Матери – День Народного Единства

 

Казанская

4 ноября, в день празднование Казанской иконы Божией Матери в нашем храме была отслужена праздничная Божественная литургия. В этой святой день на богослужение собралось множество прихожан, было много причастников. После литургии клирики храма вместе с настоятелем протоиереем Георгием приняли участие в городском Крестном ходе от Свято-Никольского храма до часовни святого благоверного князя Александра Невского, который возглавил митрополит Сергий в сопровождении священства из Барнаульской епархии. У часовни был отслужен праздничный молебен пред иконой Казанской Божией Матери. Владыка Сергий сказал напутственное слово, поздравив всех клириков и богомольцев с церковно-государственным праздником.

«Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом».  

Сайт www.azbuka.ru

www.azbuka.ru

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября празднуется первый в Церковном году двунадесятый праздник Рождество Пресвятой Богородицы.

 

Предание повествует, что Иоакиму, однажды хотевшему принести жертву в Иерусалимском храме, было публично указано на его недостоинство. Некий храмовый книжник подошел к нему и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» «Посрамленный перед народом», старец удалился в пустыню к своим стадам, дав обет не возвращаться до тех пор, пока не получит знамения Свыше.

 

Остававшаяся дома Анна, узнав о бесчестии, постигшем супруга, вышла в слезах и смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птиц. Этот зримый укор ее бесплодию был последней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Рыдая, Анна возвысила голос к Богу: «Господи Боже всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодарность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Тебе в Святом храме Твоем».

 

Молитва была услышана, и явившийся ангел объявил ей о рождении благословенной Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у Золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновременно с ней такое же благовестие.

 

Родившуюся вскоре дочь назвали именем, данным ей ранее ангелом, – Мариам (Мария), что значит «госпожа» или «княгиня». Девочка, испрошенная у Бога, должна была, по обету родителей, к Нему и вернуться, чтобы воспитываться в обстановке особой ритуальной чистоты при Иерусалимском храме, подготавливаясь к своему единственному в человеческой истории служению.

 

Неожиданное и несказанное рождение Марии от пожилых родителей повторяет чудо рождения Ее далекого предка Исаака у престарелых Авраама и Сарры и продолжает библейскую тему «испрошенных» у Бога детей, которым именно ввиду этого предстоит великое будущее (Иосиф Прекрасный, пророк Самуил, а незадолго до рождения Спасителя – Иоанн Креститель). Поэтому Рождество Богородицы – это праздник вселенской радости, как об этом и поется в праздничном тропаре (глас 4):

 

«Рождение Твоё, Богородица Дева,

радость возвестило всей Вселенной:

ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш.

Он снял проклятие и дал благословение;

Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь.»

Юрий Иванович Рубан,
кандидат исторических наук, кандидат богословия

В этот день в нашем храме состоялось праздничная Божественная литургия, а накануне совершалось торжественное Всенощное бдение. Настоятель храма, протоиерей Георгий, а также иерей Сергий Прохоров принимали участие во всех торжественных мероприятиях по случаю приезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также участвовали в освящении Дмитриевского храма и следующей за ним Божественной литургии, которую возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении сибирских митрополитов и архиереев.

 

Текст подготовлен по материалам сайта http://azbyka.ru/days/

День Святой Троицы

Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов в этом году праздновался 31 мая. В этот день в храме святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова по обычаю совершились две Божественных литургии: ранняя в новоосвященном Макарьевском приделе нижнего храма и поздняя в верхнем храме.

Это один из наиболее почитаемых православных праздников. Он посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2-4; см. также далее). Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

Накануне праздника за всенощным бдением в субботу вечером и в сам день за утренним богослужением в храме по обычаю пелась всем народом молитва

 

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполяя, Сокровище благихъ и жизни Подателю, прииди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».


В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Она замечательна тем, что изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него.

Также после поздней Божественной литургии совершилась праздничная вечерня. На этом Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи свои пред Господом и просят Его даровать Божественного Духа и молятся об усопших. По традиции эти молитвы поочередно читаются священнослужителями.

Также в этот день существует старинный народный обычай украшать храмы зеленью, цветами и ветвями вновь распустившихся берез в знак животворящего действия Св. Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. В тропаре и кондаке праздника верующие благодарят Сына Божия за ниспослание им Духа Святого.

1000-летие преставления Крестителя Руси отметили в нашем храме

28 июля в Барнаульской епархии прошли торжества, посвященные тысячелетию со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.

Их центром по благословению главы Алтайской митрополии Высокопреосвященнейшего митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия стал в этом году наш храм, один из нижних приделов которого освящен в честь святого Крестителя Руси. Здесь собором духовенства Барнаульского благочиния во главе с настоятелем Александро-Невского храма митрофорным протоиереем Александром Войтовичем была совершена Божественная литургия, а затем молебен святому князю Владимиру и крестный ход вокруг храма.

По окончании богослужения на прихрамовой территории состоялся праздничный концерт, перед началом которого к собравшимся обратился секретарь Барнаульской епархии иерей Андрей Басов, который огласил посвященное празднуемому событию послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал поздравление от митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, принимающего участие в общецерковных торжествах в Москве.

От лица руководства администрации Барнаула духовенство и мирян поздравил начальник отдела по обеспечению публичных мероприятий А.Н.Клычников. В концерте приняли участие хор духовенства Барнаульской епархии (регент - иерей Тимофей Самодинов), а также ансамбль народной и казачьей песни из ЗАТО Сибирский "Финист" (руководитель - М.Новикова) и детский фольклорный ансамбль "Беседушки" детской школы искусств "Традиция" (руководители Евгений и Александра Волобуевы). После концерта всем желающим было предложено угощение, приготовленое здесь же казаками.

В этот же день в посвященной святому князю Владимиру часовне на площади им. В.Н.Баварина собором духовенства во главе со старшим священником Знаменского женскогомонастыря протоиереем Константином Гросс был торжественно совершен праздничный молебен.

Анонс освящения придела

В субботу 30 мая в день Троицкой Родительской субботы в нашем храме будет торжественное богослужение, которое возглавит митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Божественную литургию предварит освящение придела в честь преподобного Макария Алтайского. Он был освящен иерейским чином несколько лет назад.

Согласно церковному уставу выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим.

«Действия, совершаемые при освящении храма, имеют таинственное знаменование и древнее происхождение. Обряд освящения начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему.

По освящении храма бывает торжественный крестный ход со святыми мощами вокруг храма. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего. При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников (7 прав.).»

Свящ. Григорий Шиманский

РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ

Накануне в пятницу 29 мая в 17-00 всенощное бдение

30 мая

7-30    Водосвятный молебен

8-00    Великое освящение престола во имя преподобного Макария Алтайского

9-00    Божественная литургия Архиерейским чином

11-30  Великая Троицкая панихида